20 мая, понедельник
+8°$ 90,99
Прочтений: 3К

Исторический момент: психиатрическая лечебница и первые томские троллейбусы

Исторический момент: психиатрическая лечебница и первые томские троллейбусы
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru, wiki.tpu.ru, tokpb.ru, towiki.ru/Александр Данилов

Сегодня в нашей постоянной рубрике вы узнаете об открытии первой томской психиатрической лечебницы, чей научный и медицинский пути перевалили уже за столетний рубеж, а также о развитии городской транспортной системы: в этот день 47 лет назад на свои маршруты по улицам Сибирских Афин вышли первые троллейбусы. За информацию благодарим пушкинскую библиотеку.

***

5 ноября 1881 года родился Дмитрий Александрович Стрельников, с 1934 по 1962 годы — профессор кафедры пластовых — угольных — месторождений геологоразведочного факультета ТПИ, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, крупнейший специалист по вопросам разработки угольных пластов Кузбасса.

Как сообщает электронная энциклопедия ТПУ, в годы войны Стрельников участвовал в организации и механизации горных работ, в разработке проекта конструкции шахты имени Калинина в Прокопьевске, в обследовании причин аварий в лавах, на шахте Коксовая-2, в обобщении опыта по применению системы разработки лавами и горизонтальными слоями на мощных угольных пластах.

Принимал участие в комиссии Академии наук СССР по выявлению резервов на шахтах Кузбасса. По заданию треста «Анжеруголь» руководил проектом разработки северной части крупнопадающих пластов месторождений Судженского рудника Кузбасса. Вместе с коллективом кафедры он был привлечен к участию в работах Института горного дела имени академика Скочинского в разрешении вопросов применения в Кузбассе закладочных работ. В начале 1950-х годов вместе с коллективом кафедры участвовал в разработках института горного дела АН СССР для разрешения вопросов применения закладочных работ на шахтах Южного Кузбасса.

***

5 ноября 1908 года состоялось открытие томской окружной лечебницы для душевнобольных. Решение о постройке было принято томской гордумой в августе 1899 года. В 1901 году был утвержден проект лечебницы, и началось ее строительство. Лечебница возводилась под руководством архитектора Лангера. На ее постройку и оснащение было истрачено 1,5 миллиона рублей. Первым директором лечебницы был профессор томского университета Николай Николаевич Топорков. В день открытия учреждение приняло первых пациентов. Кроме лечения душевнобольных в нем проводили судебно-медицинское освидетельствование преступников и преподавание психиатрии. При лечебнице также имелась церковь.

По информации сайта томской клинической психиатрической больницы, лечебница в своем окончательном виде была рассчитана на 1 050 человек, из них 850 мест было предназначено для больных, содержащихся за счет земских сборов, сто — для испытуемых подследственных, сто — для частных больных за плату. Лечебница должна была обслуживать четыре сибирских губернии, а также Семипалатинскую, Акмолинскую и Забайкальскую области. Места в лечебнице распределялись между губерниями и областями пропорционально количеству жителей каждой из них.

Больные практически с первых дней пребывания в лечебнице попадали в условия лечебно-трудового режима: по словам Топоркова, «они не содержались, а лечились». С этой целью лечебнице отведено 300 десяток земли, на которых больные выращивали различные сельскохозяйственные культуры. Были открыты сапожная, портняжная, переплетная, корзиночная, швейная и ткацкие мастерские. Кроме того, частично в отделениях, частично в мастерских, производились чулочные, шляпные и иные работы.

В лечебнице большое внимание уделялось развлечению больных. Так, из служащих был сформирован духовой оркестр, а также оркестр балалаечников, которым руководил один из больных.

В конце 1941 года на базу томской психиатрической больницы был эвакуирован Московский НИИ психиатрии. Главврачом больницы был назначен директор этого НИИ Павел Борисович Посвянский: томский главврач Иван Ефимович Камчатка ушел на фронт.

***

5 ноября 1956 года в Томске сдан в эксплуатацию участок трамвайного пути от улицы Дальне-Ключевской до станции Томск-II.

Участок проработал 44,5 года и был закрыт с 25 мая 2011 года в связи со строительством двухуровневой развязки на 4-й поликлинике и необходимостью расширения улицы Пушкина.

На настоящий момент линия разобрана. На улице Дальне-Ключевской в промежутке от Большой Подгорной до проспекта Мира фрагменты рельс лежали еще два года, пока не были убраны с начавшимся здесь ремонтом дороги. Восстановление линии не было предусмотрено проектом строительства развязки.

Фото: ru.wikipedia.org/Maximaximax
Фото: ru.wikipedia.org/Maximaximax

***

5 ноября 1967 года по маршруту от Лагерного сада до площади Ленина прошли первые троллейбусы — в Томске появился новый вид транспорта.

По информации «Википедии», проектное задание первой троллейбусной линии было разработано в 1960 году. Оно предусматривало монтаж контактной сети по проспекту Ленина от Лагерного сада до Пермской улицы — ныне улица 5-й Армии. Предусматривалась длина в 7,95 километра по центральной оси и 3,8 километра — по проспекту Фрунзе от проспекта Ленина до троллейбусного депо. Монтаж контактной сети начался в мае 1967 года, а в октябре на испытание трассы и обкатку троллейбусов прибыли водители из Новосибирска и Красноярска.

Томский троллейбус: 2001 год
Томский троллейбус: 2001 год

Открывали троллейбусное движение в Томске машины ЗиУ-5. За пять первых лет в связи с открытием новых маршрутов их поступило достаточно много: в 1967 году в парке насчитывалось 30 троллейбусов, в 1968 — 70, 1969 — 75, 1970—105, 1971 и 1972—132. Последние ЗиУ-5 были списаны в 1983 году.

По данным 2013 года, в Томске эксплуатировалось 90 троллейбусов.

***

5 ноября 1988 года решением томского облисполкома создан областной центр по гидрометеорологии. Как сообщается на его официальном сайте, в ведении центра — организация и производство наблюдений за гидрометеорологическими процессами в регионе, загрязнением окружающей среды, обеспечение органов госвласти, отраслей экономики, организаций и населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией. Благодаря деятельности томского гидромета жители области могут получить достоверный и своевременный прогноз погоды.

Смотрите также

Комментарии