Архив
23июля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2018
20182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
21 марта 2016 16:00 Прочтений: 4994 Деревянное зодчество, «Томские набережные»
Снять статус исторического поселения проектировщики «Томских набережных» предлагали не только с Томска

За предложением отказаться от статуса исторического поселения спрятана не концептуальная дискуссия об истории и зодчестве, а бизнес-модель, обкатанная проектировщиками «Томских набережных» в целом ряде городов России. В Томске полным ходом идут гастроли ансамбля урбанистов, который зарабатывает деньги на крупных проектных подрядах региональных столиц, которые потом украшают полки больших региональных чиновников, но уродуют их города.

В середине декабря градостроительный совет мэрии отправил на доработку концепцию развития проекта «Томские набережные», которую готовило ООО «Институт «Ленгипрогор» по заказу Корпорации развития Томской области. Речь не идет о том, что проект в мэрии «завернули». Это невозможно. Уже пару лет «Томские набережные» не просто главный городской проект «белого» дома — это главный городской проект губернатора Жвачкина, с которым связаны личные, политические и деловые отношения Сергея Анатольевича с «Газпромом» и его главой Миллером.

Описывать проект «Томские набережные» смысла нет, потому что как такового проекта пока не существует. Есть концепция развития, которая предусматривает реконструкцию жилых исторических кварталов и Московского тракта, строительство дороги вдоль дамбы в подземном уровне, бульваров и многоэтажных жилых домов. Все это с 15-летней перспективой, до 2030 года. Но членов градостроительного совета мэрии в декабре смутил не возраст проекта, а «неосуществимость многих пунктов концепции».

Если бы тогда, в декабре, члены градостроительного совета копнули не только концепцию, но и следы компании, ее разрабатывающей, по всей стране, они бы сформулировали свои выводы точнее и жестче. Но это стало понятно только после того, как эти ребята пару месяцев назад нарисовали вице-губернатору Кнорру дорожную карту под проект «Томских набережных», в которой обосновывается, чем реализации их концепции мешает исторический статус города. Потом они начали оправдываться, что их неправильно поняли, но слово — не воробей, а слово в дорожной карте — не история про перелетных птиц точно.

Статус исторического поселения Томску был присвоен в 1990 году. Шесть лет назад перечень исторических поселений в России был сокращен в десять раз, но Томск статус сохранил. Причем за Уралом таких поселений осталось всего четыре: Томск, Енисейск, Иркутск и Кяхта. Местной власти это никаких усилий не стоило. Сохранение статуса было инициативой московских экспертов из института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева при Минкульте РФ. Правда, они оценили усилия бывшего губернатора Кресса по комплексному сохранению исторической деревянной застройки в те годы.

Дает ли что-нибудь этот статус в реальном выражении? Чтобы использовать возможности, которые открывает Томску статус исторического поселения, на уровне субъекта федерации и в правительстве РФ должна вестись определенная работа, которой сегодня никто не занимается. В Томске до сих не разработаны и не утверждены документы, которыми город должен «подтвердить» статус исторического поселения федерального значения: историко-культурный план поселения, проект границ исторического поселения, его предмет охраны. А системная работа по включению Томска в федеральные программы по сохранению исторического наследия прекратилась еще в 2012 году. Поэтому можно сказать, что статус исторического поселения бесполезен, потому что сегодня никто не озабочен вопросом, как его можно использовать.

Но этот бесполезный статус — по-прежнему главный раздражитель местного строительного бизнеса, который имеет площадки в центре города. Статус мешает строить, поэтому отказ властей от него автоматически снимает массу препятствий по застройке исторического центра. А сами власти умывают руки по поводу проблемы сохранения всего исторического наследия города.

Так что предложение разработчиков концепции «Томских набережных» отказаться от статуса, взорвавшее местную общественность, вполне вписывается в канву событий последних лет, когда тема сохранения деревянного зодчества ушла из повестки «белого» дома в мэрию. Но после того, как Паршуто оставил место первого зама вакантным, она и в мэрии оказалась никому не нужна. Одновременно с этим в 2014 году началась бесконечная переделка проекта зон охраны объектов культурного наследия, и в прошлом году в Томске снова загорелись дома.

Властям не стоит сегодня делать удивленный вид в ответ на инициативу нанятых ими разработчиков «Томских набережных». Все к этому шло. Удивляться нужно было нам, когда год назад «белый» дом нанял питерскую компанию ООО «Институт «Ленгипрогор».

В 2014 году в Самаре разгорелся скандал после того, как выяснилось, что региональные власти потратили более 230 миллионов рублей на разработку строительных проектов под единой концепцией превращения промышленной зоны у берегов Волги в жилую, торговую и развлекательную. Проект был невероятно амбициозным, поскольку включал в себя перенос Самарского речного порта и ряда промышленных предприятий в другое место. Речь шла и о снятии ограничений под застройку.

Проект так и не был реализован из-за своей фантастичности, но занимался им с 2013 года наш новый знакомый — гендиректор питерского ООО «Институт «Ленгипрогор» Перелыгин, который одно время был советником самарского губернатора по градостроительству. Именно «Ленгипрогор» предложил демонтаж речного порта, строительство на его месте зоны с ЗАГСом и конгресс-холлом, а прибрежную линию Волги застроить 16-этажками. В 2014 году компания Перелыгина выиграла еще два госконтракта на проектирование.

Когда выяснилось, что все эти проекты за 230 миллионов нереализуемы, Перелыгина в Самаре уже не было. Бывший главный архитектор этого города Виталий Стадников тогда признавался журналистам, что компания Перелыгина так действует во всех городах, где появляется. «Как только оказывалось, что проекты, разработанные под его патронажем, не реализуемы, а деньги получены и израсходованы, этот человек пропадал. Цель всех этих проектов — освоить деньги и обеспечить интересы собственников крупных земельных участков», — считает бывший главный архитектор Самары.

Похожие истории про питерских разработчиков строительных проектов есть еще в Пскове и Вологде. Везде один и тот же механизм.

У компании появляется в структуре местной или региональной власти аффилированное лицо, через которое идут подряды «Ленгипрогору» и связанным с ним компаниям. Вносятся изменения в правила землепользования и застройки и в утвержденные проекты планировки, перерабатываются зоны охраны, снимаются с госохраны памятники, якобы «препятствующие» реализации проекта. Этим занимается подконтрольная Перелыгину экспертная организация — НИИ Урбанистики. А потом в какой-то момент выясняется, что проект либо необходимо полностью перерабатывать, либо вообще невозможно реализовать.

Теперь эти ребята занимаются и Томском по заказу «белого» дома. Во сколько обладминистрации обойдется проектирование «Томских набережных»? В январе 2015 года «Институт «Ленгипрогор» выиграл первый конкурс на разработку концепции проекта «Создание зоны опережающего развития «Томские набережные», архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений». Начальная цена контракта — 16 миллионов рублей. «Ленгипрогор» победил с предложением в 14 миллионов, но победил не из-за цены — одна из московских компаний тогда предложила разработать концепцию за 12 миллионов. Но конкурсная комиссия, сравнивая, как обычно, «прочие критерии», тогда признала победителем «Ленгипрогор».

Понятно, что это не окончательная цена «Томских набережных». Это только контракт на разработку концепции. Все остальное будет финансироваться отдельно, и по каждому из объектов будут дополнительные конкурсы. Учитывая масштаб проекта — это освоение городской земли площадью в 200 гектаров, затраты на него могут быть сопоставимы с расходами на проекты в Самаре.

Похожие ребята, только попроще, одно время, если помните, крутились вокруг бывшего мэра Николайчука, когда в администрации появилось свое «Агентство развития города» с уймой сумасшедших проектов. Но все разговоры про развитие и освоение городских пространств, как известно, кончились прямо на автобусной остановке: они взялись делить землю под остановочными павильонами. Администрация Кляйна потом ликвидировала «Агентство развития» за долги.

С «Томскими набережными» размах, конечно, другой. И в этот размах все ваше историческое наследие с целыми районами и живыми улицами больше не помещается.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное

Комментарии (16)

H
9

Мне вся эта возня была понятна изначально, с появлением эскизов проекта "Томские набережные". Я только просто не знал предыстории этой питерской конторы, но хорошо понимал, к какому убожеству могут привести их действия. "Мы наш, мы новый Томск построим. Он был ничем... Ничем и останется" Бизнес- ничего личного, Томск. Ба-ай )))

7

Остап Бендер нервно покуривает в стороне...

A
12

Друзья, о какой концепции развития отдельного района поселения может вообще идти речь, если в природе не существует полноценной концепции развития города? Любая концепция в градостроительстве населённого пункта должна быть в писана в главную концепцию.
Нет этой главной градостроительной концепции в нашем регионе, а потому и градостроительную политику, о которой постоянно болтают чиновники,  они так и не могут разработать. Здесь надо иметь системный подход, а им слабо. Кстати и учёные мужи из ТГАСУ тоже теоретически плавают в этом вопросе. А ведь они должны задавать тон градостроительному процессу, ставить его на научные рельсы.

L
1

Неужели непонятно, что все мегапроекты заморожены на два-три года, никто никаких исторических статусов лишать город никто не будет да и вряд ли планировал. Томск так и будет стоять как историческое поселение со сгоревшими домами, уклеенными объявлениями "Куплю волосы дорого".

T
4

Вот это хорошая и актуальная статья.
Урбанисты-фармазонщики.

A

Архитекторы  проектируют так, чтоб не было места под автосточнку,автосточнкукие площадки, гаражи и мастерские. Это делают, чтобы чиновники могли рулить.. Этим и занимаются петербургские архитекторы.

Я так поняла, что реализация проекта заканчивается после того, как выполнена первая часть: "Вносятся изменения в правила землепользования и застройки и в утвержденные проекты планировки, перерабатываются зоны охраны, снимаются с госохраны памятники, якобы «препятствующие» реализации проекта." Дальше может быть написано что угодно.

V
5

Жвачкин такой же гастролер как и Ленгипрогор.

S

похоже фраза "при Мельхиорыче такого не было..." станет мемом надолго

Г
1

Помогите! Хулиганы статуса лишают!!!

S

logo написал(а):

Томск так и будет стоять как историческое поселение со сгоревшими домами, уклеенными объявлениями "Куплю волосы дорого".

Потому что любая деятельность с непонятным названием "урбанистика" для местного обывателя это "попил бабла". Развязки построили - "попил бабла", остановки хотели облагородить "попил бабла". Подпорная стенка на почтамте - "попил бабла". Даже когда во фруктовый киоск к узбекам заходит, ему там мерещится "попил бабла" и "Всемирный Заговор Против России".

S

Мерзопакостники. Рыбак рыбака видит издалека.

T
3

Вероятно, в мэрии сидят неграмотные и неумелые люди. Гнать их нужно!

S
2

Интересно, однако, если  говорит А , то и Б должно следовать...Чья земля  в том месте ,где идет проект набережных? Чей главный интерес?

Было вполне приличное место. Нужно было просто почистить Ушайку.  Но захотелось "НЬЮ-ВАСЮКОВ" )))

Всё это пустышка. Такая же пустышка как и сам Ж. человек которого всё время назначали на хлебное место. Никто его не выбирал, как и он сам ничего не добился в своей жизни.

Через несколько лет его снимут и все забудут про "Томские набережные" и про Ж, который уедет к себе домой на юг. Ведь он не связывает будущее своих детей и своей семьи с Томском. Тут бизнес и "Ньювасюки".

Новости СМИ, 18+

Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
Произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
×