Архив
23июня
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2017
2017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
3 апреля 15:01 Прочтений: 3783 УФАС, Детские сады, Школы, Здравоохранение
Андрей Остров

АУ, «неправильные пчелки»!

Больницы школы и сады могут тратить сколько захотят, но пока не могут

Один уже покойный, царство небесное, томский чиновник в 90-е годы как-то признался в порыве откровенности, что будучи начальником департамента много не своруешь. Вот главный врач в больнице или директор школы!

Сегодня приходится признать, что покойный предвидел будущее.

Когда принимали законы о контрактной системе в государственных закупках — теперь это знаменитый 44-й ФЗ — законодатели ставили своей целью искоренить коррупцию в бюджетной сфере и снизить бюджетные расходы, приобретая товары и услуги у того, кто предложит меньшую цену.

Ведь что было до принятия закона? Если в больнице надо перекрыть крышу, главный врач единолично решал, кто это сделает за бюджетные деньги. Все, конечно, зависело от личности главного врача, но в начале «нулевых» галстуки под белыми халатами часто стоили больше, чем была зарплата медсестры. Закон о госзакупках, конечно, пресек эту «вахканалию», как говаривал один персонаж. Но.

Сразу же выяснилось, что закон работает плохо: процедуры конкурсов стали длительными и сильно бюрократизированными. Помню, как первый «губернаторский набор новорожденным», комплект пеленок и одеялок, родившие в январе молодые мамы получили только в апреле. Что вы хотите? Шел конкурс, определяли поставщика, потом ждали поставок…

На аукционах стали побеждать предприятия с низкими ценами, но и с откровенно плохими товарами и услугами. Иногда у предприятия-победителя аукциона даже не было ни товаров, ни услуг. Оно просто побеждало в конкурсе, чтобы потом нанимать субподрядчиков, оставляя себе приличную маржу «на жизнь». Или выставлялось на конкурс, чтобы потом шантажировать реальных участников: дайте денег, и я уйду с конкурса.

Закон стали совершенствовать: усложнять технические задания, разрешать в отдельных случаях (например у условиях ЧС) закупки у единственного поставщика… Когда затопило Черную Речку, некогда было проводить конкурс на закупку всего необходимого для жителей.

Но и чиновники, естественно, стали приспосабливаться. Бывали такие технические задания, с такими характеристиками, что в имени победителя можно было не сомневаться. Например, одним из условий получения госконтракта выступало нахождение предприятия по адресу, где предприятие, собственно, и находилось. Типа: «Поставку молока должно осуществлять предприятие, находящееся по адресу Садовая, 12». На Садовой, 12, очень кстати находилось ООО «Коровкина милость», которое там всю жизнь и работало.

Повсеместно стали разбивать крупные госзакупки на более мелкие лоты до 100 тысяч рублей. На такие суммы можно отовариваться без конкурсных процедур. Но все это было хлопотно, мелко и недостойно высокого звания российского чиновника. К тому же прокуратура, суд, Сибирь — это все рядом.

Сегодня снова, вслед за покойным, приходится констатировать: будучи чиновником, много не своруешь.

Потрясающие возможности открылись у директоров бюджетных автономных учреждений. Звучит непонятно, но руководители больниц, школ, домов культуры, детских школ искусств разобрались на удивление быстро.

В середине «нулевых» для пущей самостоятельности бюджетных учреждений «в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, СМИ, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в сфере экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, тушении лесных пожаров, предоставлении государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах…» — то есть фактически во всех бюджетных отраслях учреждениям разрешили стать автономными.

Главное отличие АУ: они ведут самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность. Имеют свой счет в банке, могут брать кредиты, оказывать платные услуги, но, самое главное, могут создать свой наблюдательный совет, который одобряет положение о закупках данного АУ.

Создав свое собственное положение о закупках, автономные учреждения получали право фактически бесконтрольно тратить не только свои заработанные, но и перечисленные государством бюджетные деньги, не руководствуясь строгими процедурами федерального закона № 44.

Наблюдательные советы были созданы, положения разработаны, и закупки у единственного поставщика теперь не ограничиваются 100 тысячами рублей.

Вот данные томского управления ФАС.

Самые скромные — это северские школы №№ 85 и 99. Могут тратить до миллиона рублей.

У школ областного центра другие аппетиты — до трех миллионов рублей. Это СОШ №№ 16, 40, 34, гимназия № 6. Не хочет отставать от городских школ Кожевниковская СОШ № 1 — тоже три миллиона рублей

МАУ «Центр культуры Зырянского района» и «Зырянская детская школа искусств» могут зараз оставить в кармане единственного поставщика до пяти миллионов рублей. Я думаю, у них и положения о закупках под копирку написаны.

Но дальше всех пошли в Асиновском районе.

Межпоселенческий центр народного творчества и культурно-спортивной деятельности — пять миллионов рублей. Имущественное казначейство — десять миллионов рублей.

И ягодка на торте. Введенный в эксплуатацию в декабре 2015 года МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчелка» может закупать услуги у единственного поставщика без проведения конкурсных процедур на сумму до 115 (!) миллионов рублей. Конечно, там схема понятная: ООО «Асиножилстрой» за счет своих средство построило объект, его надо было выкупать и ставить на муниципальный баланс. Но сам разброс в суммах закупок ясно дает понять: сколько захочет АУ, столько и потратит у единственного поставщика, не особо заботясь о развитии конкуренции и искоренении коррупции. Вода дырочку найдет, говорит наш народ, и он опять прав.

Я далек от мысли, что все директора бюджетных автономных учреждений повязаны коррупционными связями со своими единственными поставщиками. Более того, я думаю, положение о закупках существенно упростило им хозяйственную деятельность, ликвидировав многочисленные, долгие и бестолковые процедуры конкурсов. Но давайте честно признаемся себе: если дырка в заборе есть, рано или поздно через нее потащат все кому не лень.

Нельзя сказать, что законодатели не заметили этой дыры в законе. Год назад Министерство экономического развития разработало, а Правительство РФ внесло в Госдуму закон, который возвращал автономные учреждения в жестковатые рамки 44-ФЗ и разрешал тратить «где и сколько хочешь» только свои, заработанные деньги, а не те, что перечислены из бюджета. Предполагалось, что новые правило для «автономок» начнут действовать с 1 января 2017 года, потом с 1 апреля…

Сегодня невооруженным глазом видно, что закон буксует на федеральном уровне. Это означает, что сформировалась не только дыра в заборе, но и влиятельный круг лиц, который заинтересован в ее существовании. Получается, что в конкурсных и конкурентных процедурах в экономике страны (а бюджет ой какая крупная часть нашей экономики!) один ФАС и заинтересован. Но он тоже на бюджете. В такой ситуации государству надо честно признаться, что легче ликвидировать ФАС, чем навести порядок в госзакупках и извести «неправильных пчелок».

При этом учтите, что ФАС далеко не все известно про закупки автономных учреждений. Антимонопольщики не в состоянии дойти до каждого муниципального бюджетного учреждения и работают только по поступившим сигналам. А сколько сигналов про «неправильных пчелок» не дошло?

АУ!?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Комментарии (11)

M

Заскучал г-н Остров и напустился на нищую "малую автономию"...

M

Пощекотал-бы разнообразных местных "думцев" и их благодетелей...

M
7

Андрей, ну наконец-то вспомнили про " бедных" директоров бюджетных и автономных учреждений ! Респект.

2

AУ! Дырка в заборе уже разрушила забор!

4

Вся система прогнила необратимо. И здесь два варианта лечения - или президент, наконец,всё исправит сам, своей волей и властью, либо страну удастся раскачать навальным-ходорковским. Второго бы, конечно, не хотелось.

S
2

Андрей! Наверное написание статьи навеяло воспоминание когда при Крессе составлял условия под Минина с указанием, что студия для Естественного отбора должна быть на Фрунзе?

M
6

Молодец Остров! Еще бы написал зарплаты директоров школ - 100-120 тысяч и главных врачей - 150-200 тысяч. Плюс подачки которые они собирают с родителей и больных. Неудивительно, что этих директоров школ вместе с их инновационными сыночками от кормушек не оторвать

S
-1

madj, Вам станет легче если к кормушке придет другой директор? Или может надо что то в системе поменять?

Когда уже прекратит креативить это говорящее полено? Миленький дружочек агронома.

1

Автор, школа №85 в Северске уже лет 5 как объединена со школой №90, а школы №99 в Северске вообще никогда не было

s475 написал(а):

madj, Вам станет легче если к кормушке придет другой директор? Или может надо что то в системе поменять?

Кроме перемен в системе, мне станет сильно легче если после раследования и установления факта злоупотреблений если они имели место быть, директора оторвут от кормушки, отдадут под суд, приговорят к реальному сроку а не условному, а так же назначат штраф в размере доказанного ущерба или размера злоупотреблений, т.е. по сути проведут аналог конфискации имущества в СССР при судимости по экономическим статьям.
Только тогда не нужно будет столь неистово заделывать каждую мископическую щель которую должностное лицо может использовать для злоупотреблений, они их просто не так рьяно искать будут, зная что  при все отберут а не просто отстраняет и условку нарисуют

Новости СМИ, 18+

Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
Произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
×