Архив
23января
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2018
20182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
28 августа 2017 16:31 Прочтений: 6653 Дети, Зеленые горки, Школы

Школа смутного времени

Новые школы в Томске откроют, но настоящих открытий не случится

В День знаний в Зеленых Горках откроют действительно уникальный объект. 22 тысячи квадратных метров только учебных аудиторий, актовый зал как в театре на 400 кресел, столовая на 370 мест, почти три гектара пришкольной территории, полноразмерное футбольное поле, четыре спортивных площадки, лыжная база, а внутри шестиблочного трехэтажного здания — четырехметровые потолки, дворцовые лестничные пролеты, стеклянный атриум над входом, интеллектуальные системы жизнеобеспечения, ну и кое-что по мелочи. Городской департамент образования днюет и ночует на объекте, который приедет открывать понятно кто, а может быть даже и… Помолчим, чтоб не сглазить.

Это первая ласточка. Помимо Зеленых Горок, новые мегашколы появятся в микрорайоне Радонежский и прямо в центре Томска, на улице Никитина, на площадях бывшего училища связи.

Там планируют открыть школу для одаренных детей, наподобие сочинского центра «Сириус». Однако стоит просто ознакомиться с составом попечительского совета «Сириуса», чтобы опуститься из космоса на томскую землю. Там председатель совета некий Путин В.В., а также парочка министров российского правительства, не считая музыканта Темирканова и виолончелиста Ролдугина.

К тому же «Сириус» не общеобразовательная школа, а центр, куда на короткое время съезжаются одаренные дети со всей страны и которым читают лекции корифеи отечественной науки. А холодный нечерноморский Томск как раз остро нуждается в принципиально новой общеобразовательной школе, куда дети пойдут 1 сентября 2018 года. Не просто в здании со столовой, актовым и спортивным залом, а в принципиально новой школе, которую строители за педагогов построить ну никак не могут. С концепией, с идеями этой новой школы у них как раз беда. Их даже боятся озвучивать, что лишний раз доказывает пример школы в Зеленых Горках.

Общеизвестно, что ее планировали сделать филиалом Академлицея. Конечно, немного странно, когда филиал в разы больше головной школы, ну да ладно. Академлицей был авторской школой Ирины Тоболкиной, которая уволена и восстановлению не подлежит.

О мотивах увольнения бесполезно спорить: большая политика или большая материнская любовь помешали Тоболкиной продолжать руководить Академлицеем — теперь неважно. Важно другое: авторская школа по определению существует до тех пор, пока есть автор, творец, демиург школы.

Убери Сайбетдинова из Светленского лицея, и что там останется со временем? Так и в Академлицее, как в «Кин-дза-дза»: женщину вынули, автомат поставили. Так что теперь масштабировать Академлицей в Зеленых Горках вряд ли получится. Поэтому у чиновников от образования там сейчас аврал. Ввиду отсутствия общей идеи в Зеленые Горки сейчас пытаются впихнуть все мало-мальски успешное, что есть в Томске: от образовательной робототехники до федерации водного поло. Как, кто и, самое главное, для чего будет управлять этим разношерстным хозяйством — на эти вопросы чиновники от образования собираются ответить потом.

Мне кажется, Тоболкина тоже их перед собой не ставила — ведь за ее спиной был успешный Академлицей, где она на эти вопросы уже ответила.

— Как я буду это отапливать? — спрашивала она сама себя весной, когда мы разговаривали. — Эти стеклянные стены, рекреации, атриумы, заложить их что ли чем-то? А что будет весной, когда вода польется с окрестных склонов? Школа ведь в низинке. Я дочь строителя, я же понимаю, что первые годы уйдут на устранение недоделок, перестройку.

Это были вопросы не педагога, а девелопера. А новому руководителю школы, департаменту образования, дай им бог здоровья и терпения, сейчас просто не до новых концепций и идей, лишь бы не опозориться на открытии, которого не было в области 25 лет. Но это означает, что в новой школе на первых порах главными будут все-таки не дети, а другие вопросы, типа: как приспособить футуристическое здание под нужды ежедневной школьной рутины. Вернее, так: чем заполнить пустующие площади, если стандартный учебный процесс в них не нуждается?

И снова проклятый вопрос накануне Дня знаний. Кому нужен этот стандартный учебный процесс сегодня? Совершенно очевидно, что школа теряет свои образовательные функции. Университеты стонут от уровня школьных выпускников. Выпускники, чтобы соответствовать требованиям вузов, идут за знаниями к репетиторам, а в школе просто отбывают время. На этом фоне возрождается домашнее образование. Школа превращается в социальный отстойник для спокойствия родителей и государства: дети хотя бы полдня в известном всем относительно безопасном месте, в тепле и накормлены. Но, извините, зачем такие деньжищи тратить на такие скромные цели?

Эксперты от образования, попросившие не называть имен, соглашаются, что современная школа мало кого устраивает. Эксперимент по воспитанию «просвещенного потребителя» (целеполагание бывшего министра образования Ливанова) завершается, но ничего нового не предложено. У школ нет ни педагогической вольницы, ни конструктивной неволи.

Недовольны родители, недовольны дети, да и сами учителя задерганы жуткой регламентацией, все новыми бесполезными предметами, которые надо втискивать в школьное расписание. Есть огромный дефицит в новых идеях, потребность в школах нового типа, здания для которой сейчас и строит ТДСК. Какой будет новая школа? Университетская, мультикультурная, православная, спортивная, инженерная, художественная? Непонятно.

Идеи, скорее всего, есть, но не у чиновников, которые вообще боятся что-то озвучивать до весны 2018 года. Радикальные реформы школьного образования могут начаться только после президентских выборов. Никто не хочет рисковать. Ни в Минобре, ни в Томске.

Хотя педагогические идеи, талантливые педагоги, руководители учреждений в Томске встречаются. В том числе в конце августа. Вот если бы их посадить за круглый стол о судьбе новых школ. Они бы до весны 2018-го что-нибудь обязательно бы придумали.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Комментарии (22)

4

Андрей, это будет школа воссоздания культурного кода сталинского тоталитаризма. И соответствующие декорации там, в Зеленой Тоске, уже к 1-му сентября изваяли. Ты же тоже не возражаешь, что основной курс у Партии и Правительства сегодня именно в вождизм? С сохранение на местах кланово-феодальных родо-племенных отношений, когда с ошибочными взглядами на педагогику (как фамилии, что ты произнес с придыханием) лица пытаются превратить томские школы в свои родовые чертоги...

:-))

V
6

Автор не понимает что такое авторская школа.
Светлинский - да,  именно авторский.
Таболкинский... С какого перепуга вдруг?
Таболкина администратор и не более,  на делайте из неё творческого педагога

1

школа отстала от жизни лет на 30, а то и более, устаревшие программы, стандарты, кадры ,

Там будут портреты Шеломова и Менделя!((

Добавлено спустя 1 минуту
Magnii, + В чем то вы правы..

T
10

Школа устарела? Школа изменилась до непонятной субстанции! Там давно уже учат непонятно чему, если вообще еще учат. Воспитанием совсем не занимаются. Считают это несвойственным школе атрибутом. Приходят в класс, оттарабанивают урок, - слушал кто, не слушал - не волнует. Знакомые мне учителя так и говорят - мое дело прочитать тему, а там - хоть трава не расти.
Пора бы им уже клятву какую-нибудь придумать. Как у врачей. И напомнить, что в переводе с греческого педагог - это воспитатель. Нас раньше родители в школу отправляли и знали, что там уму-разуму научат! А сейчас посмотрите-послушайте молодежь - они ж двух слов связать не могут! Собственную убогую мысль - и ту высказать не в состоянии!
Догадываюсь, что могут мне сказать - мол, от семьи все зависит. От семьи то от семьи, только, во-первых, большую часть времени дети проводят именно в школе, а, во-вторых, не все родители университетов заканчивали, в том числе педагогических.

Л
2

В Москве родители уже давно организуют так называемые домашние школы, когда родители сами ищут преподавателей, в школах дети просто числятся и приходят только на экзамены. Докатились....

V
2

tomin написал(а):

Воспитанием совсем не занимаются.

А должны? Может учителей еще еду заставить готовить для ваших деточек. Стоит только какому-нибудь учителю просто замечание ребенку сделать, предки сразу президенту пишут: ребеночка обидели... Такие разборки устраивают - мама не горюй.

T
7

Учитель должен быть защищен законом, также, как и ребенок! Чтобы никакой сопляк даже посмотреть криво на учителя не посмел! Это точно! И родители своих чад наставляли, как меня в свое время: учитель - полубог! И почитать его следует, как родителей! А родители, в свою очередь, боялись педсовета и родительский комитет как прокурора! А то и сами распустились, и детей распустили! Если при и учителя к своей профессии отношение поменяют, тогда и дело с места тронется.

P
4

Пока не изменятся ученики с их яжматерями школа так и будет деградировать.

U
3

никакой закон не защитит учителя , который сам не смог заслужить уважение и авторитет

O
2

tomin написал(а):

Воспитанием совсем не занимаются. Считают это несвойственным школе атрибутом.
Ну вообще-то где в названии школы упоминается слово "воспитательная"? Школа - это общеобразовательное учреждение, а не воспитательное. Воспитанием должны заниматься в семье, а не сваливать все на педагогов, чуть что крича: "Ребенок не воспитанный? Виновата школа, родители не причем, школа же не уследила".
У меня подруга работает в школе (правда, не в Томске). Так, если ребенок попадает под автобус либо совершает какое-либо правонарушение или попадает еще в какие-либо переделки в не учебное время (после занятий вечером или в каникулы) однозначно виновата школа, не родители, которые должны были задаться вопросом: "А где и с кем мое дитятко шляется и что оно делает?"
То есть, по какой-то причине гос.учреждения и многие родители возлагают обязанность на школу следить за учениками чуть ли не круглосуточно. Абсурд. Родители нередко и за 1 ребенком уследить не могут (вспомним последний случай, когда 2хлетний ребенок выбежал на дорогу под носом у мамочки), а тут классный руководитель должен знать где находится и что делает каждый из его 25-30 учеников?Не смешно ли, господа и дамы?
Спасение утопающих  - дело рук самих утопающих, не нужно взваливать на школу СВОЮ обязанность по воспитанию СВОЕГО ребенка, а потом говорить, что школа не досмотрела, не воспитала и мой ребенок мне хамит.

Добавлено спустя 2 минуты
Прошу прощения, неверно процитировала tomin, добавила в высказывание tomin свой комментарий, на самом деле tomin написал(а): "Воспитанием совсем не занимаются. Считают это несвойственным школе атрибутом".

судя по плюсам у tomin, подобных ему  великое множество, нарожают утырков, давай школа воспитывай его недорослей. Правы учителя, их  задача - рассказать учебный материал, который рассчитан на среднего ученика, и на 45 минут, возиться с теми кто не понимает не его- проблемы, нанимайте репетитора.

Школа, больница, детский сад - руководитель учреждения в первую очередь должен быть хозяйственником, но на эти места приходят луди с гуманитарными образованиями (педагогическое, медицинское). Их педагогические или медицинские способности тонут в бытовухе дней...
Руководить бюджетным учреждением нужно в двух направлениях это административно-хозяйственная часть и собственно управление учебным (лечебным) процессом.
В свою бытность бывал в санатории "Чажемто" когда там был директор санатория (первый руководитель) и главный врач (его зам). Как говорится мухи и котлеты были разделены. Один занимался стройкой, благоустройством, персоналом и продажей путевок. Второй вел научную деятельность по грязелечению и изучению лечебных свойств минеральных вод.  Разрабатывались лечебные процедуры для разных болезней.
Такой тандем давал положительный результат.
Что касается школ и больниц, то в доперестроечное время в СССР, административно-хозяйственной частью занимались централизованно. В свое время в 90хх задумывались над созданием хозяйственной службы, чтобы специалисты (типа как управляющие компании на домах) занимались обслуживанием однотипных объектов (школы, садики, больницы, поликлиники). Конкретно сантехнические работы, электрика, транспортное обслуживание, остекление, штукатурно-малярные, ремонт мебели, организация питания....
Постепенно жизнь вносит свои корректировки - учреждения заключают договора на охрану (с ОП), договора на организацию питания, на клиннинговые услуги - это и есть отголоски централизации.
А что касается "авторской школы" - это как раз зависит от идейности руководителя от наличия какой то глобальной цели и даже идеологии. Можно создать школу определенной направленности (математическую, языковую, гуманитарную, церковно-приходскую, художественную, спортивную), но результат будет не сразу и зависеть будет от целеустремленности руководителя и коллектива в целом, ну от поддержки властьимущих...
И такая возможность (материальная) в Зеленых горках есть - надо поглядеть что получится...

K

ЛиЧнОсТь написал(а):

В Москве родители уже давно организуют так называемые домашние школы, когда родители сами ищут преподавателей, в школах дети просто числятся и приходят только на экзамены. Докатились....

В Томске знаю несколько таких семей, кто переводит детей на домашнее образование.
Вот с 1 сентября еще одна знакомая поделилась намерением, которое в общем-то уже воплощает - забирает ребенка из пятого класса на домашнее обучение..

Добавлено спустя 36 секунд
А вообще, хороший текст. Полемичный и все такое

Добавлено спустя 2 минуты

tomin написал(а):

И родители своих чад наставляли, как меня в свое время: учитель - полубог!

да ну нафиг, уважение - вещь  обоюдная. Не надо шибко лоб разбивать - "наставлять" , хорошего  цельного человека и так уважать будут.

T

Ну, елы-палы! Наверное, я как то чересчур эмоционально и сбивчиво высказался. Или просто из моего текста кто что хотел, то и выдернул! Вот Klarentina правильно подвела черту. Необходимо обоюдное уважение! К этому я и вел. Я ученик 60-х и 70-х. К счастью, когда в школе стал развиваться беспредел, безразличие и взаимная вражда, временами переходящая в войну, между учителями и учениками - мои дети уже были в возрасте, когда были способны отличить плохое от хорошего. И не превратились в дебилов, способных только хамить и бездельничать.
Я не говорил, что школа несет ответственность за то, что из ребенка вырастет. Я имел ввиду, что отправляя в школу своих детей, мы должны быть уверены, что то время, которое они проведут в школе, пойдет им на пользу, а не во вред. Что им там тоже будут объяснять, что такое хорошо, и что такое плохо. Чтобы понимали, что под контролем и расслабухи не будет!
Мы тоже не всегда соглашались с учителями, и спорили с ними. Никто не отменял и не сможет отменить проблему отцов и детей. Было и будет. Но наши взаимоотношения никогда не переходили грань, за которой ненависть и мордобой! Как с одной стороны, так и с другой. И не всегда в этом виноваты учителя. Государство в этом не слабо поучаствовало. Ими тоже "сердюковы" усердно порулили! Типа г. Ливанова.

Школа - это государственный институт. Качественно образовывая своих граждан, государство обеспечивает в будущем прогресс и выживание нации. Воспитанием конечно же должны заниматься родители, но и школа однозначно тоже (по вышеуказанным причинам). Ранее школа вкладывала в умы детей идеологию,  сейчас ее не имеется,  нет идеологии и школа не понимает, что от нее хотят, стали просто давать знания. Ранее школа закладывала стандарты, жизненные ориентиры (правильные с точки зрения государства), учила что такое хорошо, и что такое плохо, потому что в семье эти ориентиры иногда бывают сбиты, так как все в разных условиях. И учителя воспринимали как идеал, так как именно только он знал истину и  являлся гуру от самого государства.

Добавлено спустя 20 минут
И когда государственная  школа говорит "плати и я тебе дам знания", возникает вопрос, потому что  именно прежде всего тебе "государство" и надо,  чтобы мы в дальнейшем сохранили тебя своим трудом и умом.

K

Ребят, почему то все про Развитие забыли!
"Золотая триада": обучение + воспитание + развитие = образование.

Добавлено спустя 5 минут
С Днём знаний всех!

Спасибо Андрей, как всегда в точку........

K
-1

tomin, Я пожалуй, тоже понадёргаю:  <<там уму-разуму научат! ; И родители своих чад наставляли, как меня в свое время: учитель - полубог! И почитать его следует, как родителей!;  Но наши взаимоотношения никогда не переходили грань, за которой ненависть и мордобой>>
Во-первых, молодость-романтика-всё хорошо-плохого не было. Это только малая часть той реальности, которая мало-помалу привела всех нас в наше сегодня. Ведь здравый смысл подсказывает, что если плоды на дереве по-преимуществу гнилые, то и корни так же в основном гнилые. Живы и те, кто помнит противоположное: мордобой, унижения с первого класса, сокрытие преступлений по отношению к ученикам.
Во-вторых, если тридцать лет назад школа была более-менее адекватна общественным отношениям и экономическим реалиям, то сегодня между тем что есть, и тем, что работает на успех и развитие - пропасть без краёв и без дна. А кадры всё те же - тридцатилетней давности.

Добавлено спустя 1 час 12 минут
Государство может попробовать прекратить управлять образованием напрямую. На мой взгляд, обеспечивать право на образование и образовывать  - это разные функции с разными основаниями. Функция государства-обеспечить безусловный и бесплатный доступ к образованию. И всё. Механизмы всем давно известны - через кнут и пряник. Непосредственно обучать может экономика.

Новосельцев написал(а):

Там будут портреты Шеломова и Менделя!

кто это?

A

Kramolnik написал(а):

Государство может попробовать прекратить управлять образованием напрямую. На мой взгляд, обеспечивать право на образование и образовывать  - это разные функции с разными основаниями. Функция государства-обеспечить безусловный и бесплатный доступ к образованию. И всё. Механизмы всем давно известны - через кнут и пряник. Непосредственно обучать может экономика.

То, что Вы изрекли, есть большое заблуждение и общественно вредная мысль.
Образование складывается из воспитания и обучения. При чём воспитание, как главное здесь, должно проходить на фоне обучения, а не наоборот,что, к сожалению, имеет место в реальной жизни. Это общественно полезный процесс, на который государство тратит немалые деньги (хотя надо много больше). Любой процесс, управляется и имеет конкретные цели - надо только правильно их сформулировать. Отдать образование в руки кого попало, как Вы предлагаете, большая глупость, ибо каждый родитель и педагог будут заключать договоры с целями, диктуемыми родителем (он платит деньги). Пример такого недальновидного отношения к важной сфере жизнедеятельности общества мы уже лицезреем. Это СМИ, отданные государством в чужие руки. Они наносят государству непоправимый вред, разлагая общество в угоду тем, кто платит им деньги. Вы желаете, чтобы и в сфере образования началось тоже самое?
Автор статьи прав - пришло время утверждаться в идеологии общества. Идеологическая аморфность вредит России и всем нам...

K

avt5211, можно применить термин "общественно опасная" мысль. Тогда Ваш тезис будет убедительнее на слух. И аргументы не понадобятся. По поводу идеологии вспоминаются восьмидесятые — девяностые. Тогда в ТИСИ преподаватели отличались особой предприимчивостью (надеюсь, не один я помню). Так вот эти люди, прошедшие иделогически верное воспитание и образование в 40—е, 50—е, 60—е, по каким то причинам не смогли использовать данные преимущества. И тому историй тьма. Другими словами, польза от идеологии ничем не доказана. Не доказан и вред от крамольных мыслей.

Новости СМИ, 18+

Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
Произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
×