Архив
19апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 7257Томск, Дети

Любовь к отчизне прилагается

Как нас учат быть патриотами

Слышали про мальчика из Нового Уренгоя, который произнес речь в Бундестаге? Ну вот, а говорите, молодежь не патриоты. А видели в Сети песенку, где дети вместе с женщиной-депутатом поют про готовность в бой? Впечатление производит странное и противоречивое. На такой ли эффект рассчитывали создатели этого видео и текста — неизвестно. Хотя патриотический посыл вполне очевиден. Только интересно, сами детишки понимают, о чем они поют?

Уже много лет в России усиленно воспитывают патриотов. С 2001 года реализовано несколько госпрограмм патриотического воспитания граждан России. Последняя рассчитана до 2020 года — это огромный документ, повествующий о том, кто и как должен воспитывать патриотами нас с вами, наших детей и молодежь. Программа, собственно, написана не для нас — воспитанники ведь не читают рабочие программы воспитателей, правда? Найти ее нетрудно — достаточно погуглить. Но сначала угадайте, кто «воспитатели» в нашем «садике».

В планах «старших воспитателей» — до окончания 2020 года увеличить число образовательных организаций, где шефствуют воинские части; количество волонтерских организаций; долю граждан, сдавших нормативы ГТО... И, конечно, чтобы в каждом субъекте был свой центр и своя программа патриотического воспитания.

А для наших детей и молодежи сколько всего интересного приготовлено! Начиная от бала молодых офицеров «Во славу Руси Великой» до всероссийского чемпионата по киберспорту «Мир танков. Помним все». Говорят, законопроект о патриотическом воспитании в Госдуме лежит... Да и денег на программу заложено более 1,5 миллиарда рублей из федерального бюджета. Похоже, это все действительно надолго.

А если серьезно — там все серьезно: гора мероприятий, мониторинги, измерение уровня патриотического воспитания граждан (интересно, как?), контроль, субсидии из бюджета в бюджет — в общем, все, как положено. Само патриотическое воспитание понимается как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» (извините, без мудреной официальной формулировки тут никак). Только при чем тут Родина? Речь идет о гражданах и о государстве — Российской Федерации. А про любовь к Родине где?

Кто-то скажет, разве это не одно и то же — государство и Родина? Сами посудите: территориально — да, совпадают, но как понятия — они не синонимы. Что первым приходит на ум при словах Родина, Отечество? Родные места и природные красоты, родной город с его старинными улочками, родители и близкие люди, Пушкин и Чехов, пожелтевшие фотографии в альбоме бабушки и запах сирени...

У каждого есть свой набор незримых, необъяснимо прочных и сильных привязанностей и ассоциаций. Это на уровне чувств, которые не поддаются никакому измерению. Ты можешь сменить место жительства — уехать хоть в Амстердам, но твоя Родина всегда будет с тобой. Разве не это — основа патриотизма?

Знаю людей, для кого покинуть территорию России сродни предательству, а при слове Америка «включается» ненависть в глазах. Да-да, и это в наше время! Как раз для таких товарищей Родина и государство — это одно и то же. И никакого тебе когнитивного диссонанса. Что ж, таких и воспитывать проще.

А сколько в Томске студентов из разных стран мира! И у каждого свое Отечество. Живут в Томске и семьи мигрантов с детьми. Разумеется, к негражданам России с патриотизмом и любовью тут никто не пристает — максимум, с требованием уважения к стране, в которой они находятся. Но и программа патриотического воспитания — не про любовь к Родине в обычном понимании этих слов.

Называйте вещи своими именами: речь тут о гражданах и государстве, о гражданском долге и готовности граждан жертвовать своими интересами ради интересов государства. Ну а понятие государства дано в юриспруденции, и это не про Родину, привязанность и любовь. Государство — это вообще не о чувствах. И долг-то — он гражданский, а гражданин, опять-таки, понятие юридическое. Как сейчас говорят, «почитайте матчасть».

Тем не менее, воспитывают — систематически и целенаправленно. И дети с молодежью здесь в приоритете.

Одна из задач программы патриотического воспитания, которая лично меня настораживает, — развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями. Интересно, как эта практика выглядит на практике?

Патриотические клубы и центры есть сегодня в большинстве регионов России, и многие из них — с военным уклоном. В Томске тоже есть Центр патриотического воспитания. Там проводятся военно-спортивные «зарницы» детские творческие конкурсы патриотической тематики, конкурсы для педагогов. А в 2016 году здесь появилась юнармия — отделение всероссийского движения детей и молодежи.

Юнармейцы изучают основы военного дела и историю России, учатся обращению с оружием и самообороне. Здесь в них воспитывают престиж военной службы, гражданскую ответственность, нравственные установки личности и т.п. В юнармии есть форма и своя символика.

С одной стороны, согласитесь, определить ребенка в такой центр даже удобно: там его дисциплинируют, по истории подготовят, научат собирать и разбирать оружие, защищаться от врагов (нехороших людей) и привьют традиционные для нашего общества нравственные принципы. Правда, в образовательно-воспитательный «комплект» входит также воспитание принципов коллективизма — не противоречит ли это закону об образовании, где индивидуализация сегодня в приоритете? Да и терминология слегка напрягает: штаб, слет, делегаты... Но, опять же, зачем изобретать велосипед, когда он есть.

В томском военно-спортивном клубе «Гроза» Союза спортивной молодежи мальчики и девочки тоже носят форму в стиле «милитари», занимаются рукопашным боем, выступают на спортивных соревнованиях. Я вообще за спорт — все лучше, чем гаджеты или еще какая «беда» нашего времени. Да и навыки самообороны сегодня не помешают, чего уж там.

Участие в таких центрах — на добровольной основе, поэтому у нас, родителей, есть выбор. Так что можно и самим заняться патриотическим воспитанием своего чада — русская история и наша богатейшая культура всегда открыты для изучения, городские библиотеки и Google в помощь всем желающим. В спорт ребенка можно отвести или в выходной в лес вместе сходить, на лыжах — да много чего! К слову, далеко не всех ребят увлекает военная тематика: кто-то с малых лет в шахматах, или бальных танцах, или еще где.

В Роспатриотцентре, главной организации патриотического воспитания молодежи федерального уровня, почти все задачи — с приставкой «военный» или как-то связаны с войной. Нет, там есть и про историю России, и про волонтерство, про гражданский долг и сопричастность судьбе страны. Но про войну — больше.

Война — она без патриотизма не воспринимается, это понятно. А патриотизм без войны теперь что, не мыслится? В военно-патриотических центрах он крепко «завязан» на военной теме, физической подготовке и защите от нападения.

Но война — это не только про защиту, но и про насилие и агрессию. А еще — про мечты о мирном небе над головой. Хочется верить, что воспитатели-учителя юных патриотов трактуют патриотизм более широко — не только в контексте войны и не грузят детей какой-либо «политинформацией».

Может, и не стоит размышлять по поводу этой программы. Ведь у нас как обычно? Программу приняли, на местах ситуацию помониторили, отчитались. Мероприятия провели, отчитались. Победили в конкурсе, получили субсидию, истратили, отчитались. Все галочки стоят, вся отчетность сдана в срок, можно выдохнуть. И те 21,6 % «вовлеченных в программу» по стране детей и молодежи тоже занялись своими делами: дети поиграли в «зарницу», послушали песни про Родину и с горки кататься побежали. Молодежь ГТО сдали, патриотические песни спели, призы/подарки получили — и обратно в соцсети нырнули или к ЕГЭ готовиться. Ведь их интересы часто выходят за рамки, очерченные взрослыми для них. Да и не всегда это плохо.

Если совсем серьезно, то органы власти и институты гражданского общества сегодня гораздо больше воспитывают наших детей, чем семьи. Тогда как адекватные и здравомыслящие родители способны, даже должны, донести до детей, что такое любовь и уважение: к себе, к людям и к Родине; что такое ответственность и бережное отношение к миру в целом и что миру нужен мир. Донести без указаний сверху — не маленькие ведь. И хорошие педагоги в садах и школах тоже способны. Было бы желание.

Для воспитания в детях любви к Родине (если так понимать суть патриотизма) необязательно умение разбирать автомат, наличие портретов президента в группе детского сада или исполнение детьми гимна РФ в школе на каждом уроке музыки. Без этого вполне можно вырастить человека, любящего Отчизну. Ну а людей с долгами и в военной форме и так предостаточно.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×