Архив
20апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 2641Томск, Политика, Выборы

Единый муниципальный день

Грядущие осенние выборы депутатов могут принести сюрпризы

Единый муниципальный день
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

13 сентября Томскую область ждут очередные выборы. На этот раз жители Томска и области буду выбирать депутатов представительных органов местного самоуправления.

Надо сказать, что это достаточно массовый процесс. Например, на 27 депутатских мест в думе Томска претендуют 156 зарегистрированных кандидатов, а еще 10 мест будут распределены между списками 7 политических партий.

В области же кандидатов еще больше: депутатами местных органов власти трех городских округов и 16 муниципальных районов пожелали стать 774 человека. Правда, 45 из них не смогли зарегистрироваться или передумали сами. Но и без них круг кандидатов достаточно широк. Кроме того, будет избран новый депутат Законодательной думы Томской области по 20-му Кетскому округу, в пяти сельских поселениях выберут местных депутатов, а в Александровском — главу поселения.

Конечно же, выборы имеют важное значение. Хоть они и не президентские, даже не мэрские, но все же… Муниципальные депутаты — держатели местных бюджетов. Кроме того, от них зависит регистрация кандидатов на пост губернатора — а любители всевозможных рейтингов уже поговаривают о том, что это полномочие может им пригодиться раньше положенного срока.

Казалось бы, от желающих приобщиться к местной власти отбою быть не должно. И действительно, в Северске и Томском районе кандидатов довольно много — в большинстве округов их от четырех до шести на одно депутатское место, а в Томске и вовсе по пять-семь. Но в сельских районах жаждущих стать депутатами намного меньше, а в многомандатных округах Александровского, Парабельского, Тегульдетского, Чаинского районов и Кедрового часто не набирается и двух кандидатов на одно место. Причина понятна: районные бюджеты очень скромные, делить там особо нечего, а тратить свое время на решение местных проблем готовы немногие.

Политические партии проявили интерес преимущественно к выборам в Томске, Северске, а также к дополнительным выборам по Кетскому округу. Своих кандидатов на вакантное место областного депутата выдвинули все четыре парламентские партии — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», а также «Демократическая партия России», «Партия за справедливость!» и «Партия прогресса». Очевидно, что для непарламентских партий участие в этих выборах — это шанс не столько на победу, сколько на сохранение государственной регистрации. Интересно, что большинство кандидатов живет не на территории округа, а в Томске, а один — даже в Новокузнецке. Насколько хорошо они представляют себе реальные проблемы населения Верхнекетского, Молчановского и части Колпашевского района — большой вопрос.

В Томске и Северске свои списки кандидатов выдвинули парламентские партии и «Яблоко». В Томске к ним добавились «Партия роста», «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» (РППСС) и недавно зарегистрированная партия «Новые люди». Списки кандидатов парламентских партий достаточно традиционны: все по максимуму используют «политических паровозов», в роли которых обычно выступают областные депутаты, а у ЛДПР — сам В.В. Жириновский и А.Н. Диденко.

По сравнению с 2015 годом, когда городскую думу Томска выбирали в прошлый раз, состав партий-участниц заметно обновился. Среди них больше нет ни «Патриотов России», ни «Коммунистов России», ни «Партии ветеранов России», ни «Союза труда». Правда, последние две партии так и не смогли тогда пройти этап регистрации. Впрочем, и на этот раз повезло не всем: избирком забраковал более 13 % подписей за РППСС и не стал регистрировать ее список. А из списка партии «Яблоко» пришлось удалить фамилию бывшего заммэра Томска и бывшего топ-менеджера СХК Анисима Учителя, у которого обнаружилась неснятая судимость.

Со списком «Партии роста» случилась еще более интересная история. Первоначально избирком и его регистрировать не хотел: оказалось, в подписных листах не указано, что два кандидата из общегородской части списка — известная тележурналистка Елена Ульянова и бывший молодежный мэр, а ныне директор «Новохима» Максим Лучшев — являются членами этой партии.

Однако «Партия роста» предоставила документы о том, что еще в июле 2020 года этих двух кандидатов исключили из партии «за совершение действий в нарушение устава». Значит, формально эта претензия не обоснована. Поэтому список партии все-таки зарегистрировали, но без Кировской территориальной группы, где у одного кандидата нашли судимость, а у другого — иностранное гражданство. В итоге партия успешно преодолела юридические препятствия, но вышла на выборы со списком кандидатов, который возглавляют только что исключенные из нее люди. Парадокс состоит в том, что именно эти исключенные «нарушители устава» являются лицом всей ее избирательной кампании.

Наиболее заметной новостью нынешних городских выборов в Томске стало участие в них партии «Новые люди». Хотя она была зарегистрирована только весной этого года, ей удалось набрать достаточное количество людей не только для формирования самого большого партийного списка (41 человек!), но и для выдвижения кандидатов во всех избирательных округах Томска.

Напомню, что даже среди парламентских партий это удалось не всем: ЛДПР не смогла никого выдвинуть на 18-м округе, а «Справедливая Россия» — на 25-м. «Яблоко» сумело выставить только девять кандидатов, хотя им не надо собирать подписи избирателей. «Новые люди» нашли не только достаточно новых кандидатов, но и ресурсы для качественного сбора подписей. Нашлись у «партии Фаберлик», как ее между собой называют политтехнологи, и средства на ведение масштабной предвыборной кампании — и в СМИ, и с использованием средств наружной рекламы. Наконец, ей удалось зарегистрировать в Томске не только свой партийный список, но и большинство кандидатов-одномандатников.

Справедливости ради стоит заметить, что шестерым кандидатам избирком все же отказал, в основном, из-за недостатка достоверных подписей. Тем не менее, в российских условиях сам выход на финишную прямую только что созданной организации — это уже успех. Успех тем более удивительный, что в публичном пространстве партия себя ничем не зарекомендовала. С момента своего создания ее лидеры никак не обозначили своего отношения ни к наиболее актуальным вопросам политической повестки, ни к правящей «Единой России».

Впору задаться вопросом: это реальная партия, способная вывести на политическую сцену новые лица, или очередной провластный проект, на который не пожалели денег?

Другая особенность нынешних выборов — немногочисленность и организованность независимых кандидатов. Если в районах они составляют довольно заметную часть претендентов, то в Томске их зарегистрировано всего 17 против 36 в 2015 году.

Зато фактически многие из них выступают не в одиночку, а в качестве представителей актуальных общественных движений. Здесь и представители штаба Навального — Ксения Фадеева и Андрей Фатеев, и экологи — Евгений Лукьянчук, Игорь Лютаев, Максим Забелин и Галина Сосновских, и сторонники обновления городской среды, поддержанные Фондом содействия развитию городов «Городские проекты»: Давид Аветян, Василий Котоногов, Дмитрий Котов, Алексей Палько, Андрей Серегин…

У избирателей, которые не готовы выбирать только из партий, на целом ряде округов есть реальная альтернатива.

В этих условиях прогнозировать результаты будущих выборов, особенно в Томске, — дело крайне неблагодарное. Конечно, можно в качестве точки отсчета взять результаты 2015 года. Тогда «Единая Россия» набрала 52,3 % голосов, ЛДПР — 13,6 %, «Справедливая Россия» — 10,3 %, КПРФ — 10,2 % и «Яблоко» — 5,6 %. А по итогам голосования в одномандатных округах единороссам достались почти все места в городской думе.

Но прошлые выборы состоялись в совсем иной политической ситуации. С тех пор страна пережила и рост инфляции, и оставившие тягостное впечатление президентские выборы, и крайне болезненную пенсионную реформу, и изменение Конституции в политических целях. Начавшийся в прошлом году всплеск протестной активности перекинулся из столицы в регионы. И наконец, вот уже полгода страна продолжает жить в условиях пандемии, которая ежедневно уносит множество человеческих жизней.

Не удивительно, что за последние годы почти повсеместно показатели голосования за «партию власти» падают. Вполне можно ожидать, что эта закономерность проявит себя и на предстоящих выборах. Но кто сможет воспользоваться плодами этого падения: парламентская оппозиция, непарламентские партии или — во всех смыслах этого слова — новые люди?

С другой стороны, смогут ли они на самом деле что-то выиграть? Ведь не случайно в нынешнем году в избирательное законодательство было внесено столько характерных изменений. Позволят ли изменившиеся правила хоть на что-то повлиять избирателям? Или политическое поле не только области, но и областного центра уже настолько «забетонировано», что никакие новые кандидаты и наблюдатели уже ничего не изменят?

Очень хочется верить, что несмотря на все ограничения пробуждающаяся гражданская активность томичей все-таки принесет свои плоды. И в думах — не только томской городской, но и по всей области — появится больше неравнодушных депутатов, заботящихся в первую очередь не о строительстве собственного благополучия, а об интересах жителей своего округа, Томска и всей области.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×