Архив
23апреля
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 7472Томск, Авто

Критическая масса или аттракцион на один сезон?

Повлияют ли электросамокаты на городскую среду Томска?

Критическая масса или аттракцион на один сезон?
Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Тема электросамокатов за последние недели стала одной из самых обсуждаемых и хайповых во многих регионах страны. Несмотря на то, что кикшеринговые сервисы появились еще несколько лет назад, именно в 2021 году они совершили настоящий марш-бросок в регионы, превратив эту тему из локальной в федеральную. Достаточно вбить в поиске словосочетание «самокат сбил» и посмотреть на выдачу.

Нельзя сказать, что это совсем уж новое явление даже для Томска. Электросамокаты были тут и раньше. Только встретить их удавалось не каждый день, из-за чего конфликты на тротуарах стремились к нулю. Но все изменилось очень быстро.

В Томске, как и во многих городах, на улицах появились сотни электросамокатов. Томичи сперва присматривались, но за пару недель распробовали прелести сервиса краткосрочной аренды. Это действительно удобно. Скачал приложение, нашел свободный самокат и поехал. Сложно сказать — сколько именно горожан стали пользователями сервиса, скорее всего, счет идет на тысячи, если не на десятки тысяч.

Популярность кикшеринга показывает, что потенциал у микромобильности в Томске есть. Пока что он имеет ярко выраженный рекреационный характер. То есть для большинства людей это именно аттракцион, а не способ добраться из точки А в точку Б.

Стоит отдельно отметить, что ездить на самокатах в Томске есть где. Даже несмотря на их привередливость к качеству покрытия. Неровности, которые велосипед «съедает» на ура в силу большого диаметра колес, самокат преодолеть не может никак. Внезапно — в Томске есть достаточно много маршрутов, по которым на самокатах можно передвигаться с комфортом. Это объективное достижение городских властей и подрядчиков, которые занимаются ремонтом тротуаров. Еще пять лет назад сложно было себе такое представить. Отчасти этим можно объяснить такую популярность сервиса. Им бы никто не пользовался, если бы через каждые 10 метров приходилось бы спешиваться.

Также невозможно спорить с тем, что с появлением самокатов возник очевидный конфликт. Такой всплеск популярности средства передвижения сложно с чем-то сравнить. В истории развития городов было несколько больших «столкновений». Например, столкновение города и автомобиля. Когда буквально за 10 лет прежде диковинный личный транспорт стал частью городского уклада жизни. Или, например, столкновение города и велосипеда, когда увеличивающееся количество велосипедистов пролоббировали себе велодорожки. Всегда имел место временной лаг, чтобы можно было наработать нормативную базу и пользовательский опыт.

Но столкновение города и самокатов не имеет аналогов в истории. Они в прямом смысле возникли из ниоткуда. И силами различных кикшеринговых сервисов заполонили города всего мира. И сложившаяся конфликтная ситуация в России мало чем отличается от конфликтов, которые были в других странах. Это тот случай, когда технологии развиваются быстрее общества. Если вторжение автомобиля в городскую среду заняло многие годы и можно было плавно подготовиться к нему, то самокаты заняли целиком нерегламетированную нишу.

Ситуация усугубляется еще и тем, что легкость, с которой сегодня можно арендовать самокат, слабо соотносится с опасностью, которую может из себя представлять неопытный пользователь этого устройства. Если велосипедист или обладатель собственного самоката с большой долей вероятности является опытным и уверенным пользователем, то в случае с кикшерингом человек чаще всего вообще встает на электросамокат в первый раз.

В Томске и других городах страны уже случились инциденты с участием самокатчиков. И еще больше опасных ситуаций, которые инцидентами не закончились. Безусловно, тут играет роль и новизна явления. Если к новостям про сбитых пешеходов автомобилями, к сожалению, уже все привыкли, то весть о сбившем пешехода самокатчике, или о сбитом автомобилем самокатчике, муссируется и обсуждается более охотно.

Вслед за «блицкригом» самокатов уже следует реакция властей. Основные события сейчас разворачиваются в Санкт-Петербурге. Там сперва вообще убрали большинство самокатов с улиц. Потом вернули, но с рядом ограничений. В некоторых районах кататься запрещено в принципе, в некоторых скорость принудительно будет снижаться. Скорее всего, в том же духе будут реализованы ограничительные меры по всей стране. Вместе с постепенным привыканием к самокатам это должно снизить градус напряженности.

Гораздо интереснее будет понаблюдать за тем, как вся эта ситуация повлияет на развитие велосипедной инфраструктуры, или как сейчас можно ее называть — инфраструктуры для микромобильности. С одной стороны, есть резкое увеличение спроса и, как следствие, увеличение числа конфликтов на дорогах и тротуарах. С другой стороны, до сих пор непонятно — смогут ли самокаты стать повседневным средством передвижения в бесснежный период. Пока что пользоваться ими не для рекреации достаточно дорого, даже дороже такси. Но в будущем это может измениться. Уже появились тарифы для постоянных поездок.

Разговоры о необходимости развития специальных вело- самокатодорожек получили неожиданное подкрепление и разгорелись с новой силой. В среде урбанистов популярна концепция критической массы пользователей, после чего происходит изменение городской среды. Пока что сложно сказать, является ли текущая ситуация накоплением той самой критической массы, или это единовременный всплеск. Скорее всего, это будет зависеть от реакции городских властей.

Если инфраструктура города отреагирует на рост спроса улучшением условий перемещения, спрос продолжит расти. И этим воспользуются уже не только пользователи кикшеринга, но и велосипедисты. То есть формулу «построй и они придут» тут можно дополнить так: «они уже пришли, построй и их придет еще больше».

Если раньше за велодорожки радели лишь некоторые велоэнтузиасты, то теперь у выступающих за развитие инфраструктуры микромобильности появился мощный союзник в лице сервисов по аренде самокатов. А томская практика показывает, что появление такого лоббиста со стороны бизнеса значительно повышает шансы на изменения в городской среде. Пешеходный переход на Мариинском/Комсомольском появился, когда это стало нужно новым торговым центрам через дорогу. Переход на Фрунзе, 103, появился во многом благодаря соседнему бизнес-центру. Не забываем и про переход на Нахимова возле транспортного кольца.

Пока еще непонятно: самокаты — это модное развлечение на один сезон, или действительно альтернативный способ для перемещения по городу. Томичи свой ход сделали, теперь ход городских властей. Посмотрим, каким он будет. А пока остается уповать на благоразумность пользователей самокатов и остальных участников движения.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×