17 мая, пятница
+17°$ 90,92
Прочтений: 10К

Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто — в Иисуса…

— Как надоели эти «ходоки»! — ворчит подруга, закрывая дверь за непрошенными гостями. — То ли штаб-квартира у них тут рядом? Через день приходят со своими проповедями…

А приходили в очередной раз две пожилые интеллигентные с виду тетеньки, похожие на бывших учительниц или врачей. И сразу после «здрассьте» задали вопрос о спасении души, что уже само по себе породило сомнение в их интеллигентности. Потому что настоящий интеллигент никогда с ходу не задаст самый интимный вопрос постороннему человеку. Но что ожидать от иеговистов…

Впрочем, есть и другая точка зрения. Недавно приятельница рассказывала о том, что к ее старенькой тетушке повадились эти самые иеговисты, ходят не один год уже, но кроме проповедей делают и немало полезного. Молодые девушки не гнушаются помочь не ходячей бабульке умыться, подстричь ногти, вымыть пол... Приятельница, которая много работает, имеет семью и кучу собственных проблем, тем не менее, тетушку не забывает, старается навещать ее по возможности часто, но всего в одни руки не ухватишь.

— Не знаю, как к этому относиться, — делится она со мной. — С одной стороны, цели у них явно не корыстные. Они прекрасно понимают, что с тети моей взять нечего — жилплощадь ей не принадлежит, сбережений нет… И что плохого, если девушки помогают пожилому больному человеку, скрашивают ее одиночество? Но вот в последнее время мне почему-то стало неуютно рядом с любимой тетей. Она словно отстраняется от меня, радуется моему приходу меньше, чем появлению «сестер». И это меня тревожит. Не могу точно определить, хорошо это или плохо…

Итак, хорошо или плохо? Как человек светский, я, естественно, не могу вдаваться в дебри религиоведения и теологии. Могу высказать лишь свое отношение к такому явлению, как сектантство. Само по себе сектантство (если речь идет не о тоталитарных сектах) у нас не запрещено, некоторые секты берутся лечить даже наркоманов и, бывает, что преуспевают в этом. Помню, как одна женщина, ранее пережившая операцию на желудке, с жаром доказывала, что спасли ее приверженцы «сохаджей». Кому-то помогли баптисты вырулить на правильный жизненный сценарий… Но вопрос в другом: надо ли навязывать свою веру другим?

Вот уже не первый десяток лет по томским улицам ходят девушки в бело-голубых сари — сестры матери Терезы. Они никому ничего не навязывают, а отмывают и кормят наших же бомжей. Можно ведь и так проявить свое служение Богу…

Как-то разговаривала с церковным батюшкой, спросила, почему православная церковь не пользуется «хождением в народ» для расширения своей паствы? И батюшка ответил, что Бог дал человеку в дар свободу выбора, и человек должен сам прийти к Богу, а не ждать, словно ребенок, когда его приведут за ручку. Возможно, он прав? Но в нашей стране тотального атеизма даже через двадцать лет после отмены антирелигиозной пропаганды далеко не каждый найдет свою «дорогу к Храму».

Кстати, не раз слышала от психологов, что к вере в Бога, в Высший Разум и т.д. легче приходят те, у кого были теплые доверительные отношения с родным отцом. Увы, институт семьи разрушался не менее основательно, чем институт церкви, и доверительными отношениями с отцом может похвастаться далеко не каждый. И теперь на выкошенной от веры почве легко взрастают наркомания, алкоголизм и прочие «прелести».

Справедливости ради замечу, что институт семьи разрушался не только у нас (просто у нас это более наглядно), он разрушался во всем мире. Недавно смотрела документальный фильм «Маниакальная депрессия со Стивеном Фраем», где знаменитый английский актер Стивен Фрай, признанный официально национальным достоянием страны, рассказывает о таком недуге, как маниакально-депрессивный психоз. По данным английских медиков, едва ли не половина человечества в той или иной форме страдает этим заболеванием. Но еще страшнее выглядит цифра, прозвучавшая в фильме: 20 процентов больных кончают жизнь самоубийством. Не 0,2, не 2 процента — ДВАДЦАТЬ! На этом фоне любая вера, ведущая человека к жизни, выглядит, как позитивное действие.

Другое дело, что и веруя, можно, как говорится, лоб расшибить. Помните фразу из знаменитого фильма «Догма»: «Для вас (землян) вера — не радостное служение, а угрюмый подвиг!» Так что и в принятии веры есть свои подводные камни.

Словом, в прокрустово ложе «плохо-хорошо» тема веры, религии и сектантства никак не помещается. Но вот в том, что она кому-то помогает, сомневаться не приходится. А потому, если не желаем быть верующими, станем для начала хотя бы веротерпимыми. Даже если посторонние тетеньки с брошюрками задают нам бестактные вопросы о спасении души.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также