19 мая, воскресенье
+11°$ 90,99
Прочтений: 6К

Вузы займутся «липой»

Два-три года назад кому-то в политехе пришла, говорят, в голову мысль пропустить через антиплагиат подготовленный к печати том «Известий ТПУ». Оказалось, большинство научных статей в уважаемом издании, которое состоит в «ваковском» списке, имеют прямые заимствования. И довольно большие.

Разразился скандал. Может, ректор даже грозно стучал по столу, не знаю. Только все призадумались.

И вот недавно проректор по образованию ТПУ объявил о закупке программы, которая позволит рассматривать и студенческие работы на предмет плагиата: рефераты, курсовые, дипломные проекты… Московский университет, мол, так поступает, и мы не намерены отставать. Но самое интересное — резюме. Громить студенческую науку мы не будем, сказали политехники, надо прежде оценить масштаб этого явления.

Тут уж от удивления просто дар речи теряешь. Ведь масштаб списывания знают у нас даже дети! Наука и образование на том, можно сказать, и стоит. Во всех вузах студенты всех факультетов, от первого до последнего курса, старательно и прилежно день и ночь качают из Сети тексты. Все поголовно!

А что преподаватели, скажете вы? Не знают разве об этой проблеме? В том и дело, что знают. Это такая игра. Студенты делают вид, что готовят работы самостоятельно. Профессора, если соблюдены приличия и плагиат не выпирает, смущенно отводят глаза. При этом никто в вузовском городе будто бы не замечает, что на каждом столбе висит объявление о предоставлении такого рода услуг. Можно ведь и не искать самому, были бы деньги. Пишут тебе курсовую за плату или берут готовое в Рунете — не так уж и важно.

Школы тоже не стоят в стороне. Кто работает в приемных комиссиях, замечает, как катастрофически падают знания, скажем, по истории. Медалисты путают даты, не знают элементарных вещей: столыпинские реформы, коллективизация, второй фронт. Они тоже скачивают рефераты со страшной силой. Другим можно, почему им нельзя?

Библиотеки теперь не нужны, книги покрываются пылью. В библиотечных залах — не то, что раньше, стало просторно. Народ сидит у компьютеров и «шарит» в поисковике по заданным темам. Студентов можно понять. Громадная экономия времени при том же результате. Да и неизвестно, что есть в книгохранилище из рекомендуемого списка, а чего нет. Так зачем «париться»? Ну, пожурят тебя, если что, погрозят пальцем: ай-ай-яй!

Разговариваю со знакомыми вузовскими работниками. Все признают: списывают — просто кошмар! Опытный глаз сразу подметит: собственный текст у студента или чужой. А «матерые» преподаватели стараются предотвратить саму ситуацию, при которой можно выдать чужую работу мысли за свою.

Они дают темы, по которым в Сети есть скудные сведения или нет вообще ничего (филфак, например, «напрягает» студентов по местным наречиям). Они требуют свежие данные, которые имеются только в последних журналах (так поступает геолого-географический факультет ТГУ). Отслеживают соответствие текстов литературе, которая рекомендована (ТГАСУ). Наконец, вовсе отказываются от реферативной формы проверки знаний, проводя «летучие» контрольные тут же на паре (опыт истфака).

Преподаватели изощряются, как могут. Но ухищрения не приводят к полному результату. И качество образования — школьного и вузовского — стремительно падает. С этим трудно поспорить. Однако причинно-следственная связь тут есть и другая. Уровень знаний падает из-за доступности незаработанных оценок, это да. Но и снижение качества образования провоцирует использовать заимствованные мысли.

От студента требуют знание факта, отучая его думать, фактология вытесняет анализ. При этом особую важность обретает результат, под которым разумеют оценку, а не сами по себе знания. Хороший вуз тот, где выше успеваемость. Его рейтинг растет — а значит, растет финансирование. Так что стремление вузов избавиться от плагиата где-то, мне кажется, отдает и лукавством.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также