19 мая, воскресенье
+11°$ 90,99
Прочтений: 4К

«Голубоглазый» террор

Норвежская трагедия потрясла мир не меньше, чем разрушение башен-близнецов на Манхэттене. Это явления одного порядка и одного масштаба. Но там проявили себя «чужие», темные исламские террористы. А тут двойной теракт совершил вроде бы «свой», европеец. Образованный голубоглазый блондин, называющий себя христианином. Пролил кровь своих же в борьбе с исламизмом, марксизмом и либеральными установками.

Внешне террор стал другим. Он изменил обличие, вероисповедание, национальность. Оказалось, раскол в мире опасней и шире, чем мы представляли. Отличить своих от чужих, оказалось, не проще, чем остановить миграцию и заслониться от мира стеной ради сохранения «чистоты нации».

Это уже не звоночек, как легкомысленно думали раньше. Это — раскат грома, коему надлежит грянуть, дабы нашей безмятежности размашисто перекреститься. Но всеми ли он был услышан? Увы, сомневаюсь.

«Норвежский мясник» не сумасшедший, хотя считать его таковым удобней и проще. Он выразитель популярных идей. Автор выложенного в Сети манифеста об опасности исламизации, необходимости «христианской освободительной войны». Он мнит себя рыцарем, призванным прекратить «геноцид европейцев». Викингом, пустившимся в поход с глобализацией, мультикультурализмом и «предателями» из стана левых.

Ну, и ладно. Нас, можно подумать, это не касается. Таких андерсов брейвиков у нас нет. Тем более в благодатной, спокойной Сибири. Где Томск, а где Осло? Пусть Москва беспокоится. Там на Манежную выходят националисты, там каждый день убивают, почем зря, «не наших». А у нас хорошо и спокойно.

В Томске ведь нет националистов и неофашистов, ну правда же? Свастики на стенах не рисуют, «Россия для русских» не пишут. Смуглых иностранных студентов не избивают. Антисемитских и других ксенофобских настроений не высказывают. То есть Россия с ее национальными проблемами сама по себе ― пусть там грохочет, а мы понаблюдаем за «манежными» со стороны. Отсидимся, как в окопе, делая вид, что все благополучно.

Ох, не хочется грозных пророчеств, но такая позиция, и правда, чревата. Так думают и специалисты, работающие в томских вузах. С одним из них, этнографом, мы беседовали на тему норвежских событий и пришли к единому мнению: на угрозы надо реагировать. Отсутствие внятных шагов означает потворство растущему национализму. Проводить дни национальных общин, петь и плясать в центре города, чтобы сблизиться, уже мало.

Сто лет назад тоже не пытались погасить опасные настроения. И что? Это вылилось в жуткий погром, когда целых три дня, в октябре 1905 года, город находился во власти черносотенцев. Проводить исторические параллели, конечно, не слишком уместно: другая эпоха. Но корни ксенофобии все те же. Невежество и нетерпимость. Это болезнь, и серьезная, а болезнь легче упредить, чем справиться, когда она грозит стать эпидемией.

Причем мы даже не видим признаки этого недуга. Помню, писал о хантах, которые спивались от безысходности. Политика русификации северных «диких» народов прошла по их судьбам, как каток, нарушив уклад жизни, и они угасали. Что поразило: отношение к ним, как к людям второго-третьего сорта, проглядывало даже у чиновников. При всей тысячелетней культуре этих народов ― ничуть не менее самобытной, чем у других.

Европейцы пожинают плоды политкорректности, доведенной до абсурда, это так. Мне рассказывали: немецкие студенты оказались по какой-то программе у нас в политехе и попали на конференцию, где затрагивались национальные проблемы. «Как?!» — поразились они. — «Обсуждать так запросто все это у нас невозможно!» Хотя глубоких обсуждений и не было.

Но рассказывали и другое. Как одна девушка из Алтая, уставшая от обид, перевелась из того же политеха в другой вуз. Вообще покинула страну, уехала доучиваться в Китай, где более толерантная обстановка. А в Томске много алтайцев, бурят, якутов, у которых иная внешность, иная культура. Они просто ДРУГИЕ.

Убежден: в студенческом городе, куда съезжаются отовсюду, нужна работа с землячествами. У них есть свои трудности, о которых мы должны знать. Есть проблемы в национально-культурных автономиях, и немалые, говорить о которых вслух как-то не принято. В администрации области должен появиться комитет или хотя бы чиновник, отвечающий за поддержку коренных сибирских народов (когда-то он был). А губернатору нужен советник по национальным вопросам. Такая мысль звучала не раз.

Купить в Томске оружие легальным путем, как это сделал «голубоглазый стрелок», нельзя. Но есть идеи, опасные не меньше оружия, и есть томичи, которые симпатизируют ксенофобским, фашистским убеждениям. Достаточно прочитать отклики на статью в «Угле зрения» по поводу событий на Манежной, чтоб убедиться.

Искаженные, болезненные представления о мире были и раньше. У отъявленных исламистов, думали мы. Но «голубоглазый» террор показал, что все гораздо сложнее и страшнее. И автор этого метода убеждений, кстати, делает комплименты Кремлю, управляемой демократии и российским «нашистам». Тоже, согласитесь, если не гром, то уж громкий звоночек. От которого не по себе.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также