Архив
6мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 2962Томск

О будущих внуках замолвите слово

Детей школьного возраста я не имею, а внуки, если таковые вскоре появятся, сядут за парту минимум лет через семь. Но меня уже сегодня беспокоит, какие предметы им предстоит осваивать в общеобразовательном учреждении. Тенденция, знаете ли, настораживает...

Начну с опасений официального характера. Нынешней зимой общественность всполошилась ввиду предполагаемой — очередной? — реформы школьного образования. Речь шла о том, когда будут приняты новые федеральные стандарты среднего образования, и какие предметы станут обязательными для старшеклассников. Разработчики включили в группу обязательных предметов физкультуру, ОБЖ и курс «Россия в мире». Многими это было воспринято едва ли не как тотальный отказ от традиционных школьных предметов.

К однозначному мнению эксперты, педагоги и просто родители, конечно, не пришли. Но, по крайней мере, по поводу замены/отмены/подмены классических предметов появилось множество разъяснений, включая вполне вразумительные. А главное — выяснилось, что нынешним старшеклассникам в плане школьной программы ничто не грозит: новые стандарты, в случае их утверждения, начнут действовать лишь с 2020 года. И страсти как-то сами собой улеглись, пусть на время.

В конце концов, само понятие «стандарты» подразумевает нечто рациональное, выверенное, определенное. Чего не скажешь об иных новшествах, внедрить которые в школьную программу жаждут, кажется, все, кому не лень — куда там чиновникам от образования! За примерами далеко ходить не надо, достаточно было накануне нового учебного года проследить за томскими новостями.

Скажем, недавно представитель томского отделения «Союза борьбы за народную трезвость» обратился к членам молодежного совета Томска с замечательным предложением — реализовать проект под названием «Уроки трезвости».Это будет курс лекционных занятий для старшеклассников о здоровом образе жизни, губительном влиянии алкоголя и табака на здоровье человека. Представители молодежного совета пообещали помочь в поиске «волонтеров и квалифицированных специалистов, которые могли бы провести интересные и познавательные встречи с ребятами». Во внеурочное время или в часы школьных занятий планируется искоренять зло, не уточняется.

Общественная организация «Союз борьбы за народную трезвость» не первый год действует в России. Основные ее цели — «восстановление и пропаганда трезвости в личной, семейной и общественной жизни; формирование общества, свободного от алкоголя, табака и наркотиков». В целом вроде благородно. Однако кто является адептом движения, может спросить родитель, чье чадо поведут на «урок трезвости»? Да некий Владимир Жданов, благодаря Интернету прославившийся своими неподражаемыми лекциями о вреде алкоголя и табака. В которых, к примеру, фигурируют «пукающие от страха бактерии» и «слитые в унитаз мозги». Это у него, очевидно, будут учиться лекторскому мастерству те самые волонтеры и квалифицированные специалисты?

Томская епархия в свою очередь предлагает уже с сентября внедрить в школы урок «Профилактика наркомании». По словам протоиерея Алексея, настоятеля Свято-Троицкой церкви, после таких уроков мальчик или девочка, увидев наркомана на дискотеке или у себя в школе, должны «шарахаться от него, как от чумы». Областной департамент общего образования идею поддерживает.

В департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды, например, не прочь ввести в томских школах урок по обращению с бытовыми отходами. Параллельно отыскались люди, предлагающие добавить в школьную программу «олимпийские уроки»…

Помилуйте! Модернизация школьной программы, которая так напугала в начале года родителей и педагогов, здесь и рядом не стояла. Пропагандисты здорового образа жизни, борцы за чистоту окружающей среды — кто еще сегодня вправе претендовать на время и внимание безответных школяров?

Мои вкусовые пристрастия тут ни при чем. Я вот лично ненавижу геометрию, но не исключать же ее по этой причине из школьной программы? Проблема в другом. Предлагать можно, что угодно — уроки «шараханья от чумы», бросания фантиков в урну или, скажем, прицельного плевания в потолок, если сыщутся такие энтузиасты.

Но! Во-первых, под любое такое предложение должна быть подведена четкая методологическая основа. Кто и как будет детей учить? Как-то неловко ссылаться на президента, но намедни Медведев к месту высказался по поводу уроков информационной безопасности: мол, нельзя сводить их к «тупым запретам». Ведь если твердить как попугай: «Туда не лазь!», всякий нормальный школьник обязательно именно «туда» и полезет. Особенно когда речь идет о «запретных плодах».

Во-вторых, школьная программа нерезиновая. Пусть нововведения касаются пока внеурочного времени, но ведь школьникам и отдыхать когда-то надо. Тот же министр Фурсенко объяснял в одном из интервью: «Есть время, которое по медицинским показаниям ребенок может проводить на уроках, — 36 часов. Они оплачиваются бюджетом, и наша задача в том, чтобы за эти часы ребята получили максимум возможного». Все прочее, выходит, — это уже maximum maximorum. Который из бюджета не оплачивается. И томские учителя, кстати, уже отказываются вести за просто так пусть не уроки, но кружки. Это в-третьих…

Да, я побаиваюсь обвинений в косности. Но, полагаю, это тот случай, когда стандарты применительно к общеобразовательной школе необходимы. И хорошо бы ввести их еще до той поры, когда мои гипотетические внуки пойдут в школу.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×