19 мая, воскресенье
+14°$ 90,99
Прочтений: 2К

Искусство как болевая точка общества

На выставке «умного» искусства «Hot minds» мне нравилось решительно все, начиная с «экологического» стула и заканчивая танцующими роботами. Больше всего нравилась сама идея — соединение в одном пространстве искусства и науки. Как мне кажется, для Томска — это самый правильный формат, отвечающий духу времени и духу города. Как и сам музей занимательной науки, который был создан буквально на пустом месте, как будто выведен из формулы.

Выставки такого формата я не припомню в Томске. Рассчитанная на школьников и студентов, она и для меня, человека зрелого возраста и абсолютного гуманитария, оказалась интересной. Я испытывала драйв, когда «пела» пустая чаша, по которой водили палочкой. И в тот момент, когда улыбчивый экскурсовод объясняла мне о резонансе и колебаниях, я вдруг поняла хитрость китайцев, которые удивляли нас в императорском Храме неба, проделывая тот же физический опыт только с огромной чашей. Конечно, меня восхищало то, что вода, налитая в бокалах на разных уровнях, заставляла их, бокалы, издавать разные звуки, от «до» до «си». Причем в бокале «си» было меньше всего воды, прямо на донышке.

Своими гуманитарными мозгами я понимала: обычный школьный опыт. Но почему он привел меня в такой восторг? Возможно, потому что дело происходило вовсе не в школе, на уроке, а на выставке. Необычное место действия вызывает совершенно иную эмоцию. Это точно. Может быть, поэтому картины, написанные молодыми живописцами, меня тронули меньше. Они были хороши, довольно профессионально сделаны. Но на выставках такое искусство я уже видела, видела и видела… Абстракцией сегодня меня не удивишь. А вот синхронно танцующие роботы поразили воображение. Вернее так: удивили не сами роботы, а то, что их научила танцевать Наташа Шепелева, третьекурсница ТУСУРа.

Но честно скажу, на выставке меня интересовала не столько научная, сколько «искусственная» сторона. Можно ли «умное» искусство (так определили жанр выставки организаторы) отнести к современному?

Например, чего больше в мультимедийной инсталляции студии SITISdesing — науки или искусства? Представьте: стоит на полу веб-камера, проходишь мимо, она реагирует на тебя: на экране видишь, как геометрическая фигура меняет свою конфигурацию и цвет, двигаясь следом за тобой. С одной стороны, это всего лишь интерактивная игра теней, преображенных от людей, попадающих в луч прожектора, с другой — это абстрактная живопись в духе Малевича и Кандинского, только они писали красками и кистью, а ребята из студии пишут компьютерные программы для своих картин.

По словам Александра Бутакова, одного из основателей студии SITISdesing, то, что они делают, выходит за рамки науки и искусства. Студия участвовала в выставке современного искусства в художественном музее, которая проходила осенью прошлого года. Тогда ребята делали «Живой коридор», который привел в неописуемый восторг школьников. «Прежде всего, это технология, — коротко объяснил мне Александр. — И она нужна, чтобы человек смог понять больше о себе». Все, главное слово сказано: технология.

Искусство становится все более технологичным. Это бесспорный факт. К такому выводу я пришла, побывав на различных выставках современного искусства в Стокгольме, Москве, Перми, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Кемерово и Томске. В нашем городе технологичного искусства много меньше, чем в перечисленных выше. И вообще, современного искусства меньше. Возможно, когда отреставрируют бывшие «Гороховские» склады и откроют там филиал Государственного центра современного искусства, то с contemporary art и в Томске будет все в порядке. И на фоне соседей он перестанет выглядеть, как бедный родственник.

Но меня терзают смутные сомнения, что наличие филиала ГЦСИ станет дополнительным поводом для гордости рядового жителя города. Вот мы какие, крутые! Потому что оно не только технологично — оно, прежде всего, провокативно, насмешливо, иронично, и в какой-то степени даже цинично. Те, кто побывал на выставке «Синих носов», могли убедиться, что стеб — это главный способ общения с прошлым, настоящим и будущим. Нет, есть, конечно, и благородный и очень технологичный фризлайт, его томичи тоже имели счастье видеть в залах художественного музея. И все-таки по своей сути современное искусство — это свержение кумиров, спор с традицией, это открытый и откровенный разговор о том, о чем не принято говорить в приличном обществе.

Словом, современное искусство во всех видах и жанрах — это утверждение посредством отрицания. А зрителю, воспитанному на искусстве передвижников, трудно выйти за рамки собственных принципов. Поэтому не могу не согласиться с искусствоведом Ириной Кулик, которая считает, что «современное искусство — болевая точка общества». Конечно, болевая. Коли на «Целующихся милиционеров» нервно реагирует даже министр культуры, правда, уже бывший. К чести томичей, посетители выставки «Как мы сделали искусство 2000-х» не плевались по поводу откровенного стеба новосибирских художников, которые обсмеяли наши стереотипы сознания.

И все-таки меня терзают еще одни смутные сомнения: достаточно ли подготовленных зрителей в Томске для восприятия современного искусства? Совсем недавно я провела эксперимент: предложила студентам — журналистам второго курса — взять интервью у художников, которые творят contemporary art или искусствоведов, которые пытаются его осознать. Результаты меня насторожили. Молодые люди, гуманитарии по складу ума, в большинстве своем не понимают и — даже больше — не принимают современное искусство. И вообще искусством (если это не танцы и фотография) интересуются мало. Хотя именно студенческая аудитория рассматривается руководством ГЦСИ как потенциальная аудитория contemporary art.

Но те же студенты-журналисты после посещения выставки современного искусства в художественном музее определили его как «неопознанный объект». Не очень далеко от них ушли и сами молодые художники Томска, участники той осенней выставки. Им оно по большему счету неблизко. Они видят в нем исключительно плацдарм для пробы сил или социальный лифт. Правда, не все. Есть и такие, как Наташа Юдина, чьи работы участвуют в московских выставках. А недавно ее картины использовали как фотообои для украшения пермских остановок городского транспорта. Увы, в Томске до такого не додумались. У нас современное искусство дальше музейных залов и арт-галерей не выходит.

Поэтому когда мы говорим о необходимости современного искусства в таком городе, как Томск, надо иметь в виду, что это не только вопрос престижа. Это еще и вопрос инвестиций. В Перми это поняли давно. Поэтому там губернатор Чиркунов миллионы вкладывает в развитие современного искусства. И пытается с его помощью сделать Пермь культурной столицей России. И он близок к достижению цели. В город на Каму специально едут, чтобы посмотреть, как современное искусство вышло из музейной резервации и активно преображает городское пространство. Любопытно: недалеко от пермского музея современного искусства, а точнее, прямо за ним, есть символическая надпись «Счастье не за горами».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также