Архив
29марта
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 5498Томск, Народные дружины

Тряхнем стариной

Зачем возвращаются народные дружины

На днях областные депутаты одобрили в первом чтении закон о возрождении в регионе добровольных народных дружин (ДНД). И это не новость. В том или ином виде народные дружины существуют в России на протяжении десятков лет. На разных этапах истории эти народные формирования решали разные задачи, объединенные общей целью, — охрана общественного порядка.

Если следовать формальным критериям, то воего апогея это движение достигло в 70-е годы. Тогда численность дружинников в СССР составляла около семи миллионов человек. Результатом их деятельности в 1971-м стало задержание свыше пяти тысяч преступников, не говоря о предотвращении значительного числа правонарушений.

Значимой вехой в этом движении стало постановление ЦК КПСС от 2 марта 1959 года «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Оно определило задачи, полномочия и формы организации ДНД. Это постановление появилось за два года до принятия программы развернутого строительства коммунизма. Считалось, что в рамках общенародного государства все больше и больше функций должно переходить от власти к общественности.

Идея дружин сама по себе неплоха. Во-первых, она должна была характеризовать высокий уровень развития гражданской ответственности народа (сейчас бы сказали, гражданского общества). Во-вторых, народные дружины были прекрасной школой, где формировался актив будущих профессионалов правоохранительных органов. Википедия сообщает, что в 1984 году в СССР насчитывалось 282 тысячи дружин и 13 миллионов дружинников, ежедневно на дежурство выходили до 400 тысяч человек.

На счету оперативников комсомольских отрядов были и героические страницы. Так, например, в Томске во время операции по задержанию опасного преступника погиб оперативник Сергей Вицман, студент ТИРиЭТа (ныне ТУСУР). Его именем названа одна из улиц нашего города.

Но дело ДНД зачахло, как ушла в историю и идея форсированного строительства коммунизма. В рамках той политики не только борьба с криминалом перекладывалась на плечи общественности, но ликвидировались личные подсобные хозяйства в расчете на то, что колхозы и совхозы обеспечат народ едой в полной мере.

Не обеспечили. Естественно, подверглось деформации и хорошее дело народных дружин. Из добровольных они превратились в принудительные. Живое дело превратилось в мертвечину. Общественность предприятий, вузов обязывалась участвовать в патрулировании улиц. Кроме того, нередки были случаи и расширительного трактования понятия «общественный порядок». Это хорошо показано в фильме «Стиляги». Ну, а потом, как известно, развалилось все: «великий могучий Советский Союз», а вместе с ним и ДНД.

Но потребность в общественном порядке не рухнула, она только усилилась, особенно в связи с известными процессами лихих 90-х.

В разговоре о возрождающихся дружинах, которые наведут порядок, из поля зрения выпала наша полиция, которой как раз и вменено законом поддерживать порядок. Они его и поддерживают и менять, видимо, не собираются.

Вот, я, например, тридцать лет живу в большом доме и за все эти годы ни разу (!) не видел ни одного участкового. И когда он пришел отчитываться о своей работе у подъезда нашего дома, на встречу с ним не пришел ни один жилец. Что ждать от человека, которого как бы и нет. Институт участкового реально отмер, как отмирает орган, которым не пользуются. Участковые существуют в детективных сериалах как служебное дополнение к деятельности киногероев.

А между тем именно участковым, согласно закону, вменен широкий спектр деятельности, в машинописном виде это расписано на 14 страниц. Это и наблюдение за внешним порядком вверенной ему территории; и профилактическая работа с «героями» семейных скандалов; и предупреждение возникновения наркопритонов...

Как все это исполняется, мы видим. На детских площадках пьяницы беспощадно гадят, деревья без всякого разрешения вырубаются десятками. И все безнаказанно. А ведь власть не может не задумываться на тем, что окружающий человека беспорядок в конце концов может повлиять и на его электоральное поведение. Когда-нибудь граждане воскликнут: «Доколе? Доколе мы будем оплачивать услуги охранителей существующего порядка, а не тех, кто реально охраняет права?» Так, глядишь и выскочит как черт из табакерки доморощенный майдан.

Чтобы до этого не доводить, а заодно и на бюджете сэкономить, власти и решили: спасение утопающих — дело рук самих утопающих; а потому не возродить ли нам дело народных дружин?

Кроме этого, здесь могла преследоваться и другая цель — охранительная. Но не общественного порядка, а правящего режима. Известно, что в мае 2006 года провластное молодежное движение «Наши» организовало направление «Добровольная молодежная дружина» (ДМД), которое впоследствии разделилось на автономные проекты, а само ДМД было преобразовано в отдельную общественную организацию. В 2009-м при поддержке Росмолодежи проект был реорганизован в межрегиональную ассоциацию «Добровольные дружины страны». Правда, спустя два года подразделения ДДС в регионах были распущены. Но кто знает, вчера подразделения были распущены, завтра с учетом новых задач и прежнего опыта могут быть вновь созданы…

Разговоры о реанимировании ДНД идут в контексте реставрации некоторых явлений из прежней жизни. Отмечается ностальгия значительной части общества по прошлому укладу, воспринимавшемуся тогда песенными словами как «голубой и зеленой»; словами, не служившими, как ныне, маркерами нетрадиционной сексуальной ориентации и валютой иностранного государства.

Власть пошла навстречу пожеланиям трудящихся. И вернула музыку гимна Советского Союза. Вернула доски почета, на которых ныне красуются ударники капиталистического (рыночного?) труда. Вернула звание героев труда (опять же — капиталистического? Труда на хозяина?). Правда, не вернула бесплатного образования, бесплатного здравоохранения.

Получилось все нелепо. То, что было органичным для одного общества, выглядит совершено неестественным для другого. Поэтому, если говорить о перспективности движения народных дружин, можно сказать одно: если люди почувствуют, что им есть за что бороться (за собственность как в США или за перспективу освободиться от олигархического правления как на юго-востоке Украины), они обязательно самоорганизуются. Если же не будет достойной мотивации, то и перспективы такого движения не будут ничем иным, как пустышкой.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×