Архив
2мая
январяфевралямартаапрелямаяиюняиюляавгустасентябряоктябряноябрядекабря
2024
20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008
ПнВтСрЧтПтСбВс
Перейти
Прочтений: 4742Томск

Смелость уйти на гражданскую

Для публикации в этой рубрике нужен информационный повод. А его в нашей области, к счастью, нет

Коридор поликлиники. В очереди на прием к терапевту сидят уткнувшийся в смартфон студент и женщина зрелых лет. Спрашиваю парня, не призывник ли он. За него сразу же начинает отвечать мама: «Мы проходим комиссию. У нас диагноз. А вообще-то у нас идет отсрочка по учебе». Выражения и интонации у женщины при этом такие же, какими она говорила про сына, когда носила его на руках и кормила из бутылочки.

А в это время перед призывной комиссией стоит юноша такого же возраста, даже чуть младше — ему еще нет восемнадцати, и он спокойно, но твердо говорит: «Я не могу идти в армию. Мне не позволяют мои убеждения. Я написал заявление и прошу его рассмотреть».

Погодите насмешничать и удивляться. Паренька, по сути, подростка, который весной подал в военкомат заявление, а осенью, когда исполнилось 18, пошел на альтернативную гражданскую службу, я знаю лично. Давид объяснил свой выбор членам комиссии тем, что он верующий, христианин, и вера не позволяет ему брать в руки оружие. Вообще-то в его ветви христианства абсолютного запрета на службу с оружием нет. Категоричны в отношении армии лишь свидетели Иеговы. На чашу весов лег еще один аргумент: отец призывника родом из Украины. «Воевать против своих дедушки и бабушки? Как можно?!» Вначале эта перспектива повергла парня в смятение, а потом он сделал свой выбор. Родители поддержали. Теперь Давид год и девять месяцев будет работать санитаром или дворником в одной из больниц Томска.

Двор областного военкомата. Подхожу к молодым людям с бумагами в руках, явившимся на призывную комиссию. Судя по кислому виду, желанием надеть форму они не горят. Задаю призывникам, а потом старшеклассникам и студентам на улицах один и тот же вопрос — что вы знаете об альтернативной гражданской службе?

— Это то, что в университете проходят на военной кафедре?

— То, что рекламируют на плакатах в маршрутках – право законно уйти от армии? — спрашивают одни.

Другие и вовсе пожимают плечами. Лишь один школьник краем уха слышал, что это что-то связанное с работой в больницах.

То есть не знают, не интересовались, к себе не относят. Даже если в армию идти не хотят, чаще ищут способ, что называется, «откосить».

Есть спрос — будет и предложение. Как мухи на мед слетаются компании, которые обещают «законное получение военного билета». Десятки тысяч платят молодые люди за то, чтобы им помогли найти болячку, позволяющую избежать службы по призыву. В стране таких компаний десятки. Рекламу их можно встретить на каждом шагу.

Ладно, пусть бы делали свой бизнес, коли есть клиенты. Плохо другое: настоящая альтернатива военной службе остается неизвестной большинству парней и их родных.

А ведь федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», за который долго боролись, действует уже десять лет. Именно он дает возможность заменить военную службу по призыву «особым видом трудовой деятельности в интересах общества и государства».

Заменить военную службу альтернативной можно по одному из трех оснований: если несение военной службы противоречит вашим убеждениям или вероисповеданию или, если вы относитесь к коренному малочисленному народу и ведете традиционный образ жизни.

После принятия закона в 2004-м молодые люди получили право выбора: как именно служить обществу. Однако пользуются этим правом единицы: всего 450-900 человек в год по всей России. Сравним: в Германии альтернативную службу одномоментно проходили 120-150 тысяч человек, столько же, сколько служили в бундесвере. До отмены в 2011-м призыва гражданская служба у немцев была так же обычна и не менее уважаема, чем армейская.

В нашей стране большая часть альтернативщиков — молодые верующие. Однако есть и есть и не религиозные люди: пацифисты, противники насилия. Некоторым из них из-за неправомерных действий военкоматов пришлось отстаивать свое право в судах. В начале ноября воронежский суд вынес положительное решение в отношении Евгения Плахутина, которого военкомат посчитал уклонистом.

На сайте «Альтернативщики.рф» можно познакомиться с историями парней, убежденных в том, что гражданская служба нужна и важна не меньше, чем военная. Что в уходе за стариками, за больными или на другой нужной обществу, но непрестижной работе, они проходят настоящую школу гуманизма.

Разве просто было выпускнику ТПУ, инженеру-программисту Сергею Ларионову привыкать к работе санитаром в областной психиатрической больницы? От веселого студенческого раздолья перейти к ежедневному общению с непростыми пациентами?

— С медициной я раньше никогда не сталкивался. Да, вечером и в выходные я дома. Но это тоже служба, нелегкая, непростая, — говорит Сергей. — Длиннее обычной — 21 месяц.

По мнению разработчика закона и автора книги «Альтернатива призыву. Тем, кто делает выбор» Льва Левинсона, человек вправе отказаться от службы в армии, которая воюет внутри своей страны, как это было в Чечне. Нежелание служить в армии, которую отправляют воевать с братским народом, — тоже уважительная причина. В целом, выбрать АГС имеет право каждый, если его «я» противится призыву.

Не надо бояться: рубежи нашей Родины не останутся без защиты. В один миг альтернативщиков не станет много. Однако рост подачи заявлений на АГС до заметного числа — скажем, до 10-15 тысяч по стране, уже заставил бы российских «ястребов» задуматься.

К сведению возможных нервных критиков: сын автора этих строк отслужил срочную службу. Был призван через два года после университета, уже семейным человеком, с ребенком. Про АГС он слышал от меня. Но не захотел. И это тоже был его выбор.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Следите за нашим Telegram, чтобы не пропускать самое интересное
Новости СМИ, 18+
Нашли опечатку — Ctrl+Enter

Редакция новостей: (3822) 902-904

×
Страница:
Ошибка:
Комментарий:
Сообщение отправлено. Спасибо за участие!
×