19 декабря 2017 16:16Прочтений: 4135В Томске

По стопам папы Карло: как томские резчики «оживляют» дерево

ФОТО: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Тех, кто бывал на «Празднике топора», сложно удивить деревянными скульптурами и миниатюрами. Казалось бы, что в эти дни там собраны все самые интересные и необычные работы мастеров по дереву. Ан нет, кое-что творцы все-таки оставляют у себя в запасниках, и увидеть такие творения можно зачастую лишь волей случая. Например, заглянув в мастерскую «АБ».

***

Олег Антух и Сергей Бычков — несложно догадаться, что названием студии послужили первые буквы их фамилий — официально организовали совместный проект 10 лет назад. Хотя, первые свои работы они датируют еще концом прошлого века! Но это не важно. За все это время А и Б натворили не много — это если говорить о количестве, но если коснуться качества, то… То им есть что показать и рассказать. Например — о слоне.

О слоне

Почему именно слон? Это Олег и Сергей объяснить не могут. Откуда и что берется — самый сложный для них вопрос.

— Главное — за что-то зацепиться. Сложно сказать почему, но слона мы решили сделать так, чтобы материал специально рассохся и растрескался. Когда начали работать, то обвешались фотографиями слонов, много про них читали… В итоге получился такой вот портрет! Мы его начали делать в 2015 году, на работу ушло около года, и большая часть времени заняла просушка материала — чтобы получить те самые фактурные трещины.

На данный момент это — наша самая долгоиграющая и масштабная работа. На выставку мы его вывозили всего один раз, потом кое-как затащили назад и с тех пор он у нас не выездной. Тому есть несколько причин. Во-первых, он очень тяжелый. Во-вторых, его могут захотеть купить, а мы продавать его не собираемся. Потому что — и это в-третьих — наш слон доказательство того, что мы не деградируем, а развиваемся! А как только он исчезнет, то доказать этот момент нам будет нечем.

О работе

Сказать, что Сергея и Олега в любое время можно застать в мастерской с карандашом или резцом в руках нельзя. Потому что творческая работа — процесс сложно регламентируемый. И потому — непредсказуемый.

— Сейчас у нас межсезонье: ничего особенного пока не делаем. После слона на нас напал бешеный оптимизм, мы подумали, что нашли новую технику, которую еще никто не применял. Поэтому взялись делать голову рыбы. Но она у нас получилась не такой, как задумывалось: мы поторопились, временные рамки не выдержали и еще кое-какие нюансы не учли. В общем, разочаровались немного в нашей авторской технике. В любом случае, после такой крупномасштабной работы всегда хочется сделать что-то маленькое. Может, на миниатюры перейдем (улыбаются)… Если честно, сами не знаем, в какую сторону выстрелим! Этот момент вообще ни от чего не зависит, и — самое страшное — мы ни от чего не застрахованы в наших желаниях.

Творческий процесс нами вообще никак не контролируется. Поэтому, когда что-то приходит в голову, садимся за книжки, смотрим в Интернете — постоянно находимся в процессе изучения чего-то и кого-то нового. Начиная новую работу — мы всегда дилетанты.

О материале

Основной материал для творчества «АБ» — это дерево. И большей частью — дерево никому не нужное.

— Нас спасают санитарные вырубки. Объявился где-то близко к городу короед, зараженные деревья вырубают, и мы этим пользуемся. Вот, кстати говоря, голова рыбы — именно из этой серии. Причем, когда она была уже готова, обработана разными материалами, один короед откуда-то из нее выполз… Как он там жил и выжил — не понятно, но факт есть факт! Мы перед началом работы дерево обжигаем, и все короедные дырочки оказываются заплавленными. А этот вот прогрыз свежую и вылез!

Мы пробовали работать и с другими материалами — вот такие панно делать. Выглядят они очень интересно и при этом могут стоять как дома, так и на улице — они из специального материала изготовлены. Ни гипс, ни что-то другое таким вот образом не покрасить. Направление достаточно интересное, но… Но пока мы им не занимаемся. Это уже действительно бизнес, а не искусство, и нам придется все мерить килограммами смеси, литрами краски и квадратами площади. На данный момент мы к этому не готовы.

О стимпанке

В мастерской Сергея и Олега есть несколько «серийных» коллекций в стиле стимпанк. В частности, это головы диких животных и забавные существа, которых авторы называют «мобилями», а мне они очень напомнили Ждуна. При этом на свет миниатюрные персонажи появились задолго до распиаренного коллеги.

— Мобили у нас появились на стыке двух творческих этапов. Мы закончили работать с декоративными панно — такими театральными штучками — и потихоньку подкрались к стимпанку в нашем его видении. И здесь мы весьма кстати вспомнили о нашем знакомом, очень хорошем специалисте в своем деле. С деревом он вообще никак не работает, а вот с декором управляется просто на раз! И мы решили делать простые деревянные скульптуры и отдавать ему на своеобразный пирсинг. В итоге мы штук шесть или семь таких вот монстриков наделали.

У них есть своя история: мобилики изначально были несчастными убогими существами. Но за счет того, что каждый из них чего-то хотел добиться, он получал или крылья — чтобы научиться летать, или весла — чтобы быстро плавать! Или еще чего — в зависимости от фантазии. Если внимательно их разглядывать, то в них можно множество скрытых талантов найти. Кстати, первый мобиль у нас был механический: мы его сделали так, чтобы у него лапки двигались, и другие механизмы в него вживили — в нем даже музыкальная шкатулка была. Но неистовое детское любопытство — к нам в мастерскую часто приходят экскурсии — свело всю механику на «нет».

А вот эта серия — головы моржа, носорога, вепря и лося — у нас уже неполная. Несколько работ у нас приобрели, а последнюю — недоделанную голову рыбы — отдали в подарок.

О выставках

Мастера не очень жалуют выставки — хлопотное это дело. Но приходится: публика должна знать своих героев.

— Если вообще не показывать свои работы, то постепенно желание что-то делать просто пропадает. А если постоянно ездить по выставкам, то времени на работу не останется! Поэтому ищем золотую середину, но большую часть все равно занимает работа. К тому же вывозить все это на выставку — занятие очень хлопотное. Но надо. Наши работы были в Новосибирске, на Алтае, в Прокопьевске… И там забавные случаи порой происходили.

Есть у нас, к примеру, скульптура «Европейский потребитель» — там человек с протянутой рукой и шляпой. Так вот ему постоянно — кто в руку, кто в шляпу — деньги пихают. А однажды экскурсовод, видимо, так красочно рассказывал о том, что многие детали наших скульптур делаются из меди, которую сложно найти, что какая-то бабушка принесла банку с медяками — на переплавку! И с запиской — «мой посильный вклад в вашу творческую деятельность»! Кстати, в Новосибирске организаторы посчитали, что за месяц нашу выставку посетили 12 тысяч человек! Наверное, это серьезная цифра. А в этом году нам десять лет исполняется, так что юбилейной экспозиции нам не избежать (улыбаются)... Если настроимся, конечно.

Редакция новостей
Полная версия